Если начать с конца, то в 79-й номинации, «Лучшая аудиокнига», победил Барак Обама, кандидат в американские президенты от демократов, соперник Хиллари Клинтон, муж которой, Билл, тоже был среди номинантов (за пластинку «Как каждый из нас может изменить мир»). Но за Обаму -- молодежь, видимо, поэтому Американская академия звукозаписи и предпочла его экс-президентам -- Клинтону и Картеру. Чем объяснить такое обилие бывших и предполагаемых президентов в одной номинации, неясно.
Клинтона люди искусства вообще любят, и отнюдь не за пресловутый саксофон. При Клинтоне, как мне объясняли американские коллеги, были приняты такие решения, которые сильно облегчали жизнь деятелей культуры и способствовали ее развитию.
39-го президента США, лауреата Нобелевской премии мира Джимми Картера никто уже не вспоминал бы, если бы не его высказывания в адрес нынешнего хозяина Белого Дома. Аудиокнига Картера «Привнести мир в меняющийся мир: воскресные утра в Плейнсе», правда, не имеет отношения к политике, это, как ни удивительно, толкование Библии. Вот уже четверть века бывший политик пытается донести мудрость Писания до сотни прихожан в городке Плейнс, а до того его слушателями были и сослуживцы в армии, и коллеги в Белом Доме.
Для Обамы получать «Грэмми» дело привычное -- он уже становился лауреатом этой премии в 2005 году. Тогда «граммофончиком» отметили запись сенатора Барака Обамы «Грезы отца моего: история одной расы и наследия». Нынче «Грэмми» вручен Обаме за чтение его книги «Дерзновение надежды: размышления о воссоздании американской мечты».
Все-таки что ни говори, но отличительной особенностью «Грэмми» является здоровая непредсказуемость, вполне сочетающаяся со здоровой предсказуемостью. Ну, например, традиционно «нельзя» ничего не дать Стингу -- дали бы и в этом году, только он ничего нового не выпустил. Ничего нельзя не дать Эрику Клэптону -- сольного ничего он, правда, не выпустил, но выдал совместный альбом The Road To Escondido с культовым блюзменом Джи Джи Кейлом. Старикам дали понять, что у них «Лучший альбом современного блюза».
С рок-музыкой все более или менее понятно: ну, почествовали Foo Fighters несколько раз, и что тут говорить? Забавно, что в номинации «Лучшее исполнение в стиле тяжелый рок, группа, дуэт или коллаборация, с вокалом» их песня Sweet Sacrifice выиграла у творений самого Оззи Осборна, у модных «готов» Evanescence, суперуспешных Queens Of The Stone Age и у вылезшей из «альтернативного» подвала хорошей группы Tool.
Классиков Eagles наградили -- за трек с нового альбома -- в кантри-номинации. Даром что именно Eagles в свое время форму этой самой кантри-музыки сильно расшатали. Еще в одной кантри-номинации победил австралийский певец и гитарист Кейт Урбан. Урбан, как пишут в таких случаях досужие светские обозреватели с неистребимым чувством юмора, «по совместительству» муж Николь Кидман.
Не знаю, кто там чего с чем совмещает, но еще один рок-классик удостоился приза за коллаборацию. Я имею в виду Роберта Планта, записавшего целый альбом с кантри-певицей и скрипачкой Алисон Краусс. Их совместная песня Gone Gone Gone (Done Moved On) получила приз именно в категории «Лучшее сотрудничество (коллаборация) в жанре поп-рок, с вокалом» (сразу прошу прощения за кривые описательные переводы названий номинаций -- с ними уже кто только не воевал).
Герой нынешней церемонии -- английская певица и автор песен Эми Уайнхаус. Претендовала на шесть наград («Запись года», «Лучший новый артист», «Лучший поп-вокал», «Песня года», «Лучший женский вокал», «Лучший поп-альбом, с вокалом») -- получила пять (только «Альбом года» не дали). Ничего не скажешь: ей сопутствует большой чартовый успех и внимание прессы. Участие Эми в «Грэмми» стало отдельным новостным сюжетом. Оказалось, что популярная певица из-за наркоты «попала на больничку» (извините за жаргон, но от канцелярского «проходит курс лечения в реабилитационной клинике» уже зубы сводит) и в США приехать не может. Потом говорили, что у нее «проблемы с американской визой». Что у уроженки Миддлсекса может быть с американской визой, не очень понятно в силу того, что британские граждане имеют право на безвизовое посещение США сроком до 90 дней. Затем сообщили, что с визой-де все в порядке, просто Эми все равно не успеет приехать и вообще ей бы надо долечиться. Ну это дело святое. Тут же сообразили еще один, отдельный сюжет: «Эми выступает на «Грэмми» через спутниковую трансляцию». Короче, поздравим талантливую девушку, которую уже сравнивают с богинями женского рок-н-ролла -- Тори Амос, Кейт Буш и т.п. И пожелаем ей многия лета и многия «Грэмми».
«Лучшим танцевальным альбомом» оказался We Are The Night легендарных The Chemical Brothers. Те, кто слышал этот альбом, наверное, слегка удивятся. На мой взгляд, он просто великолепен, но сказать, что вот это и есть современная танцевальная музыка, сложно. Скорее медитативная, чем танцевальная: время всяческих block rockin' beats ушло навсегда. Chemical Brothers -- живые классики, и прекрасно, что хотя бы такой повод нашли их отметить.
«Лучший альбом» -- последний опус великого джазового пианиста Херби Хенкока. Правда, это песенный альбом, трибьют певице и поэтессе Джонни Митчелл -- но все равно из джазового мира редко кто получает «граммофончик» не в джазовых номинациях.
«Лучший альбом современного джаза» -- Pilgrimage Майкла Брекера, знаменитого саксофониста, скончавшегося в январе прошлого года. Pilgrimage -- достаточно традиционный, но совершенно блестящий, очень сильный альбом с крутым звездным составом (на фоно, например, играет Брэд Мелдау), так что highly recommended.
The Beatles, как известно, живее всех живых, и жюри премии не может лишний раз не потрепать их по мягкой гриве. Предметом восторга на сей раз стал не «Белый альбом» и даже не переиздание. А странная вещь под названием Love. Для тех, кто в танке, для непонятливых и фанов «роллингов»: саундтрек из представления канадской труппы Cirque du Soleil. Love, грубо говоря, мегамикс двух десятков битловских песен, перекроенных продюсером Джорджем Мартином и его сыном Джайлсом. Проект шоу «Солнечного цирка» по битловским песням обсуждался еще Джорджем Харрисоном и шефом циркачей Ги Лалиберте. Когда дело дошло до дела (уже после смерти Харрисона), его освятили сами Пол Маккартни, Ринго Старр (что неудивительно) и Йоко Оно (что крайне удивительно).
Самая емкая характеристика этой «Любви» принадлежит критику Артему Липатову: «Вещь виртуозная по исполнению и глубоко порочная по сути». Может быть, слушать Love -- порок, но мне нравится. Ничего такого страшного-безвкусного там и нет, хотя энергия, с которой сэр Пол то и дело «корректирует» историю своей великой группы, вызывает некоторое недоумение. (Макки, кстати, был отдельно номинирован с песенкой Dance Tonight.) Еще пара песен «Битлов» засветилась в номинации, правда в виде кавер-версий. В номинации «Лучшее исполнение дуэтом или рок-группой, с вокалом» выдвигались ленноновская Working Class Hero, перепетая Green Day, и его же Instant Karma, переделанная U2, которым не впервой браться за битловский материал. Обе входили в сборник Instant Karma -- The Amnesty International Campaign To Save Darfur. А победило в номинации именно что duo, дуэт The White Stripes с заглавной песней альбома Icky Thump.
И наконец, самый незатейливый выбор. «Лучшее сотрудничество -- рэп или пение» -- это, безусловно, и
песня года: Umbrella, душераздирающий шлягер певицы Рианны и рэпера Джей-Зи. «Зонт» этот, Umbrella, выдвигался и в номинации «Запись года», и на «Песню года».
Видимо, от привязчивых строчек unda-my-um-barella мир избавится не скоро. А от избитых рифм together/forever -- вообще никогда. Ну и ладно. За стабильность на почве процветания.