Запоздалое негодование как по команде охватило вчера российских официальных лиц в связи с
отказом Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ от мониторинга президентских выборов 2 марта. Об этом решении стало известно еще на прошлой неделе, но разгоревшиеся политстрасти в России не улеглись до сих пор.
Напомним, что директор бюро Кристиан Штрохал настаивал на том, чтобы его эксперты приступили к наблюдению за выборами на две недели раньше срока, определенного российскими властями. Это и послужило причиной небольшого дипломатического конфликта, результатом которого стал бойкот выборов 2 марта со стороны БДИПЧ. Провалившиеся переговоры с представителями бюро вел председатель Центральной избирательной комиссии Владимир Чуров, старающийся теперь заверить публику в том, что от демарша БДИПЧ ничего принципиально не изменится. «Количество избирательных участков не зависит от того, приедет ли на выборы определенная миссия или нет», -- заявил вчера в Санкт-Петербурге г-н Чуров. Заодно он посетовал на то, что когда зарубежные эксперты проводят мониторинг, найти на них управу еще сложнее: «Если международный наблюдатель считает, что выборы были нечестными, оспорить это не представляется возможным».
Мысль о досадной строптивости заграничных аналитиков посетила также члена Центризбиркома Василия Волкова, и он нашел от этой напасти простое и действенное лекарство: «Восполнить недостаток международных наблюдателей надо активной деятельностью неправительственных организаций». По словам г-на Волкова, парламентская кампания показала, что отечественные НПО конструктивно критикуют деятельность ЦИК, а тот в свою очередь чутко прислушивается к критике.
Впрочем, вчера критике подвергалось в основном БДИПЧ. Политолог Сергей Марков, в декабре избравшийся депутатом Госдумы по спискам «Единой России», изобличил коварный замысел европейцев: оказывается, они не будут наблюдать за голосованием, чтобы подорвать имидж России на Западе. «Вы приглашаете людей на свадьбу, но с условиями не бить посуду и не ругаться матом, а они говорят: нет, мы не можем дать вам такое обещание, -- живописал парламентарий гипотетические бесчинства международных наблюдателей. (Хотя выборы не свадьба, и во всем мире наблюдатели работают по своим правилам, а вовсе не по законодательству страны наблюдения, как утверждают российские чиновники и политологи. --
Ред.) -- Вопрос, честные или нечестные выборы, подменен вопросом, нравятся выборы американскому политбюро или нет». Но планам заморских политтехнологов по дискредитации наших выборов не суждено быть претворенными в жизнь. Ведь, по словам самого г-на Маркова, для России сегодня «внутренняя легитимность важнее внешней». Иными словами, мнение Запада в данном случае роли не играет.
Трогательное в своей наивности сравнение института международного наблюдения с приглашением в гости -- на свадьбу или просто на чашку чая -- давно стало чуть ли не любимым аргументом Центризбиркома. Вторую популярную отговорку вчера выпало озвучивать спикеру Совета Федерации Сергею Миронову. «Прибыв со своим уставом в чужой монастырь, чиновники БДИПЧ вывели ситуацию на уровень ультиматума», -- подчеркнул он, прозрачно намекнув на то, что такой подход нарушает «суверенитет государства, в котором проводится мониторинг». А также в очередной раз попенял ОБСЕ на «отсутствие коллективно согласованных на межправительственном уровне принципов» организации работы миссий международного наблюдения.