Фальсифицированных лекарств на полках российских аптек постепенно становится все меньше. Подделки по большому счету вообще перестали быть проблемой для конечного потребителя, особенно если сравнивать текущую ситуацию с тем, что происходило на фармрынке в середине 90-х годов. Зато некондиционных, испорченных препаратов, выпущенных вполне легальными производителями, наоборот, прибывает. Такие данные опубликовала вчера Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития («Росздравнадзор»). По данным представителей ведомства, доля серий фальсифицированных лекарственных средств от общего количества серий, находящихся в обращении, составляла в 2007-м примерно 0,07%. В 2006 году этот показатель был равен 1%. То есть порядок тот же. Но структура контрафакта несколько изменилась: если в 2006 году около 85% подделок имитировали импортную продукцию, то в 2007 году -- почти 95%.
В ходе проверок в прошлом году «Росздравнадзор» исследовал 5643 серии лекарственных препаратов, представленных на рынке. Правда, насколько репрезентативна такая выборка, сказать трудно. В «Росздравнадзоре» затрудняются даже приблизительно назвать количество серий, поступивших в продажу в течение года. «Посчитать, какую долю рынка охватывают такие проверки, не представляется возможным», -- подтвердила «Времени новостей» генеральный директор исследовательской группы RMBC Мария Денисова. А руководитель маркетинговой компании DSM Group Александр Кузин уверен, что серий «миллионы».
Всего было выявлено 146 серий 58 наименований поддельных лекарств. Что, по большому счету, непринципиально для отечественного фармрынка, общий объем которого в прошлом году оценивается примерно в 11 млрд долл. «Подделывают в основном импортные препараты в ценовом диапазоне от 150 до 350 руб., -- пояснил «Времени новостей» ведущий аналитик центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. -- Это в массе своей не жизненно важные препараты, так как те проходят ряд дополнительных проверок. Чаще всего антигистаминные средства и антибиотики».
Кстати, данные по общему числу подделок на рынке у «Фармэксперта» почти не расходятся с официальными. Чего не скажешь о DSM Group. По данным г-на Кузина, подделок куда больше официально заявленного уровня -- от 1 до 3% по рынку. «Мы не ведем никаких особых подсчетов, но зато опрашиваем множество заведующих аптеками и считаем, что этот источник самый надежный. Только заведующий всегда знает, что продает», -- рассказал о своей методике «Времени новостей» Александр Кузин. По его словам, значительная часть «не пойманных» фальшивок расходится из небольших ларьков. «Такого рода точки не брезгуют брать на реализацию препараты по подозрительно низкой цене, чего никогда не сделают крупные сети, которым есть чем рисковать и за что держаться», -- говорит г-н Кузин.
Несмотря на исключительную выборочность проверок «Росздравнадзора», все эксперты сходятся во мнении, что в борьбе с подделками ведомству вкупе с силовиками удалось достичь определенного результата. И теперь на первый план выходит другая проблема -- сохранение качества препаратов в процессе их транспортировки и хранения. Как и в случае с подделками, в зоне особого внимания оказываются небольшие компании -- но на сей раз не торговые, а логистические. Самым большим риском 2008 года эксперты считают вхождение десятков таких структур в федеральную программу дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). «Раньше этот значительный сегмент рынка был, можно сказать, застрахован от такого рода брака, так как поставки осуществляли только крупные компании федерального уровня, с хорошей репутацией и высоким уровнем технического оснащения, -- объяснил Давид Мелик-Гусейнов. -- С приходом десятков новичков порча препаратов становится вполне реальным риском льготной программы».
Но и при старой системе снабжения ДЛО в целом по рынку значительная часть брака возникала по вине поставщиков. По данным «Росздравнадзора», в 2007 году производители ответственны только за 15,8% всей недоброкачественной продукции, попавшей в аптеки, в то время как в 70,8% случаев потеря качества приходится на транспорт и склад. В сравнении с 2006-м в прошлом году «брак поставщика» увеличился на 16,8%.