Время новостей
     N°21, 12 февраля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.02.2008
Малые формы агитации
Столичных бизнесменов призывают ориентироваться на инновации и голосовать за преемника Путина
Столичные единороссы во главе с одним из лидеров партии мэром Москвы Юрием Лужковым накануне выборов главы государства рьяно взялись за пропаганду в городских бизнес-кругах преемника Владимира Путина. По крайней мере, градоначальник, несмотря на намеченную на вчерашний вечер встречу в Кремле, лично присутствовал на, казалось бы, рядовом совещании городского актива малого и среднего предпринимательства. Быстро подсчитав, что 2,5 млн занятых в этом секторе городской экономики вместе с семьями составят 7,5 млн потенциальных избирателей, г-н Лужков постарался обрисовать им счастливое будущее при следующем президенте. Практически цитируя фрагменты выступления г-на Путина на расширенном заседании Госсовета, мэр Москвы сетовал на тугой чиновничий аппарат, мучающий частных предпринимателей «дикими оформительскими требованиями» и контролем, и ссылался на президентские обещания «продолжать внимательно относиться к самочувствию предпринимателей».

«Поддержка малого бизнеса должна стать еще одним из нацпроектов, это вещь неизбежная, если мы хотим иметь сбалансированную в разных отраслях, современную экономику», -- заявил г-н Лужков, призвав предпринимателей голосовать на мартовских выборах за преемника нынешнего президента.

О том, что поддержка бизнеса является приоритетом и для нынешнего правительства, подтвердил директор департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли Андрей Шаров. В частности, по его словам, правительство уже сейчас готовит «ряд радикальных мер по упрощению начала ведения бизнеса в стране», а также новые показатели определения объемов выручки, в зависимости от которых предпринимательство и делят на малый, средний и крупный бизнес.

Представители федеральной и городской власти словно пытались уверить бизнесменов в том, что жаловаться им просто не на что. Г-н Шаров считает, что прошлый год был для малых компаний удачным: впервые за пять лет в два раза выросло число малых предприятий, все больше компаний выходят из тени и не боятся брать кредиты, использование банковских займов выросло на 50--60%, инвестиции в основной капитал компаний в три раза выше, чем в целом в российской экономике. «Устойчивой системой» назвал работу почти 400 тыс. предприятий малого бизнеса и частных предпринимателей в Москве и столичный градоначальник.

Помимо политической агитации представители власти занимались и пропагандой перспективных направлений экономики. Ни федеральных, ни московских чиновников не устраивает «перекос в сторону торговли». «Сегодня более 50% предприятий малого бизнеса работает в области сервиса, точнее, торгового обслуживания и только 8% заняты в производстве, -- удручался Юрий Лужков. -- Мы в 21 раз увеличиваем в этом году финансирование программы по капитальному ремонту жилого сектора, а в системе ЖКХ менее 1% предпринимательских структур, это абсолютно неприемлемые пропорции, не соответствующие перспективам города. Мы обращаемся к малому бизнесу переосмыслить наши общие цели». Кроме того, эталоном правильного ведения бизнеса является, по его словам, ориентация на социально значимое направление с мощным инновационным началом и перспективой организации производства в Москве.

В отличие от торговли, которую так или иначе городские власти всячески пытаются укрупнить, лоббируя введение запретов на продажу спиртного в рознице, ликвидируя палаточную торговлю, инновационные проекты малых компаний власти обещали поддержать. Правда, отбор будет довольно строгим. В частности, по словам руководителя департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаила Вышегородцева, из 1000 проектов малого бизнеса, представленных на соискание средств Московского венчурного фонда, только десять получили материальную поддержку, которая в целом составила 240 млн рублей.

По словам же самих предпринимателей, инновации нередко становятся, что называется, пустой тратой времени. Так, председатель совета директоров компании «Эковэйв Технологии» Вадим Куликов заявил, что основная проблема предприятий малого бизнеса, занимающихся разработкой собственных технологий, заключается в невозможности внедрить свое ноу-хау в столице. «Даже имея промышленные образцы, попасть в городской тендер малому и среднему бизнесу практически невозможно, -- утверждает он. -- Еще не было случая, чтобы мы тендер в Москве выиграли». В потенциал заказчиков из разряда себе подобных представители малого бизнеса тоже не слишком верят. Как считает Мария Чулкова, заместитель гендиректора ЗАО «Научно-производственный центр «Огонек», занимающегося разработкой и внедрением медицинских технологий, главным препятствием на пути развития инновационных предприятий является слабое развитие в Москве частных услуг.

Кроме того, представители малого предпринимательства сетовали на недостаток нежилых помещений под офисы и производства, острую нехватку кадров низшего звена и забюрократизированность процедуры оформления заявки на использование иностранной рабочей силы в ФМС. «Записаться на прием в отделении Федеральной миграционной службы удалось только под номером 410, в день проходит не более 30 человек, ежедневно проводится перекличка, и кто на нее не попадает, из списков вычеркивается и вынужден повторно записываться, в итоге на то, чтобы попасть на прием, уходит минимум неделя», -- говорилось в записке одного из предпринимателей, посланной на совещании мэру. На что градоначальник пообещал «в течение недели кардинально поменять ситуацию». Что касается размещения малых компаний, то «худо-бедно», но нынешние бизнесмены, по словам Юрия Лужкова, обустроены, остальным предложат на условиях соинвестирования и долевого участия строить технопарки и бизнес-центры.

Юлия ХОМЧЕНКО