Время новостей
     N°21, 12 февраля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.02.2008
Самострок
«Монтана» на российских экранах
Один благородный русский бандит (артист Олег Тактаров), в девяностые, как и многие благородные люди, промышлявший грабежом, при очередном налете на банк прикрыл собой женщину, за что поплатился: не успел скрыться с места преступления и попал в тюрьму на восемь лет.

Другой -- не столь благородный и не совсем русский -- бандит (артист Игорь Миркурбанов) ареста избежал, стал преуспевающим бизнесменом, а по выходе героя Тактарова из тюрьмы пообещал выделить ему долю в 67 млн долл. Но с деньгами расставаться, конечно же, не хотелось. Поэтому от героя решено было избавиться, причем весьма прихотливым образом: он получает задание убить пятидесятилетнюю жену американского бизнес-партнера героя Миркурбанова, которая изводит мужа звонками на работу и упреками в похождениях с молоденькими девицами.

И вот потенциальный обладатель многомиллионного состояния отправляется в США в роли простого киллера. Потому что (и это основополагающий камень сюжетной конструкции) персонажи Тактарова и Миркурбанова -- друзья еще по детдому, вместе мечтавшие отправиться когда-нибудь в американский штат Монтана -- царство свободы и быстрых заработков. Отказать другу герой Тактарова не может и, конечно же, не подозревает пока, что после выполнения задания его должны убрать.

По счастью, убивать герою никого не приходится (это разрушило бы его романтический облик), а замысел коварного друга довольно быстро становится ясен. Спасаясь от злодеев, он бежит туда, куда в детстве позвало сердце, а по пути совершает разные подвиги: спасает ребенка, завоевывает сердце прекрасной дамы и казнит неправедных.

Покорение американской белой женщины, как и в свое время спасение русской, даром ему не обходится: американка увидела в Олеге Тактарове свой идеал и взлелеяла серьезнейшие намерения на его счет.

Гражданку США играет натуральная гражданка США, артистка Скарлетт Макалистер. На премьере режиссер и продюсер проекта Александр Атанесян, еще не представив актрису, неоднократно упоминал некую Скарлетт, чем зародил в душах аудитории страшное подозрение: неужели та самая единственная Скарлетт современного американского кино решила выступить в паре со столь популярным на ее родине «русским медведем»?

Оказалось, что все-таки пока нет. Скарлетт из «Монтаны» -- это не Иохансон, а совсем другая -- среднестатистическая и, судя по всему, малоизвестная актриса. Ее общение с не говорящим ни на одном иностранном языке героем строится на том же приеме, что и в знаменитом фильме Рогожкина, -- получается нечто вроде «Кукушки» для бедных. Малоизобретательно, конечно, но никаких других приемов в фильме и вовсе не обнаружено.

Олег Тактаров прост, харизматичен и естествен -- знающие его люди утверждают, что и в реальной жизни он точно такой. Игорь Миркурбанов здесь старается значительно меньше, чем в «Многоточии» или во «Вдохе-выдохе», и, не заморачиваясь «работой над образом», попросту корчит зверские рожи, изображая коварство, жестокость, жадность.

Автор и вдохновитель всего происходящего Александр Атанесян («24 часа», «Сволочи») играет что-то вроде менеджера среднего звена русской мафии в Лос-Анджелесе. Утверждает, что играть не хотел, но назначенный на эту роль исполнитель почему-то отказался (почему, интересно?), и пришлось браться за дело самому.

В связи с полным отсутствием представлений о том, как выглядят и ведут себя русские мафиози на западном побережье, прокомментировать игру г-на Атанесяна не могу, что же касается его режиссуры, то на этот раз получился гибрид российского кооперативного кино с третьесортными американскими боевиками, приправленный долей трэш-патриотизма. «Россия -- это Россия!» -- говорит герой Тактарова работникам китайской забегаловки, пытаясь объяснить величие своей родины.

И все это в количестве пятисот копий заполонило в нынешний уикенд если не все, то большую часть кинотеатров страны. Ясно, что расчет продюсеров был на Олега Тактарова и калифорнийские пейзажи (и то и другое нечасто увидишь в российском кино), но и Тактаров, и Калифорния все-таки американские ценности и сердцу среднего российского зрителя мало о чем говорят. А для того чтобы запустить проект «русский Рэмбо», стоило бы все-таки проявить чуть больше изобретательности.

Олег Тактаров приехал в Штаты в девяностые с мечтой об актерской карьере, стал абсолютным чемпионом в боях без правил и всеамериканской знаменитостью, начал получать предложения ролей в кино, в том числе и в заметных проектах с такими партнерами, как де Ниро, но это традиционно были роли плохих русских. Тактаров же, как рассказывает он в интервью, мечтал сыграть хорошего русского и именно поэтому с радостью согласился на предложение Атанесяна. Полагаю, вопрос о том, что все-таки предпочтительнее -- роли плохих парней в приличном кино или хороших в таком кино, как «Монтана», -- должен после нынешнего релиза встать перед актером во всей своей полноте.

Лариса ЮСИПОВА
//  читайте тему  //  Кино