|
|
N°20, 11 февраля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бремя белого человека
Закончившийся вчера в Гане очередной Кубок африканских наций пока еще остается достаточно экзотическим зрелищем для болельщиков остального футбольного мира. Хотя африканские футболисты в качестве настоящего украшения великих европейских клубов уже давно не воспринимаются как нечто удивительное. Но если звезды африканского футбола известны миру куда лучше, чем двадцать или пятнадцать лет назад, а самих этих звезд стало гораздо больше, то фигуры тренеров, работающих со сборными этих стран, остаются в тени.
Нынешний Кубок Африки ознаменован очередными удачами двух знаковых тренеров для континентального футбола. В финал пробилась имеющая далеко не выдающийся (по сравнению с тем же Кот-д,Ивуаром) состав сборная Камеруна, а сборная Ганы на домашнем турнире завоевала «бронзу». Гана в отличие от великих континентальных футбольных держав -- Камеруна, Нигерии или Египта -- только последние пару-тройку лет стала заметной силой на континенте, впервые в 2006 году сыграв в финальной части чемпионата мира. Так сложилось, что со сборными Камеруна и Ганы сейчас работают два «белых» тренера, которые вполне могут считаться соавторами очевидного подъема, который переживает континентальный футбол.
Камерун на нынешний турнир привез 70-летний Отто Пфайстер. Посредственный германский футболист закончил свою игроцкую карьеру в 1972 году. И сразу уехал работать в Африку. Представляете, 36 лет безвыездной работы на континенте, который долгие годы явно располагался на задворках футбольного мира. Причем сколько-нибудь заметной персоной в мировом футболе герр Пфайстер стал только в 2006 году, когда впервые привез на финальную часть чемпионата планеты сборную Того с Адебайором во главе. Национальная федерация не платила команде, Пфайстер публично вступился за игроков, ушел в отставку прямо в ходе чемпионата мира, потом вернулся. Но после неудач оставленной без обещанных денег команды в групповом турнире финальной части мирового первенства был обвинен местными функционерами в некомпетентности. И уже менее чем через год возглавил Камерун, продолжив коллекционировать свои африканские национальные сборные. Кроме того, немец тренировал множество африканских клубных команд. Причем сборную Камеруна Пфайстер принял в критической ситуации: команда сенсационно не пробилась в финальную часть чемпионата мира-2006, и после последнего отборочного матча футболисты едва унесли ноги -- толпа разъяренных болельщиков грозилась их убить.
Не менее колоритна фигура 60-летнего наставника сборной Ганы француза Клода Леруа. Он работает в Африке более 20 лет, а в 1988 году привел Камерун к победе в Кубке Африки. Кстати, после Леруа эту команду возглавил советский тренер Валерий Непомнящий, дошедший с ней до четвертьфинала чемпионата мира 1990 года, установив тем самым рекорд для африканских команд. Леруа делает из ганцев, у которых в сборной есть звездные имена и просто очень пластичные, мощные, прекрасно одаренные физически игроки, вполне грамотный коллектив. И ему предложили продлить контракт, хотя дома ждали от команды только победы в Кубке Африки, а ганцы, владея игровым преимуществом, проиграли полуфинал Камеруну, пропустив единственную опасную контратаку.
Леруа и Пфайстер, разумеется, далеко не единственные тренеры-легионеры на Черном континенте. Но в отличие от множества специалистов, наезжающих поработать в Африку, а потом возвращающихся к себе в Бразилию или Европу, они стали именно африканскими тренерами. Поработав с разными национальными сборными на континенте, вкусив все прелести ситуации, когда команда может иметь в штате колдуна или когда очередная военная хунта указывает, кого ставить в состав, угрожая расправой в случае неисполнения высочайших приказов, эти тренеры делают великое дело: они скрещивают потрясающие природные данные африканских игроков с тактическими ухищрениями современного футбола. Им никогда не обрести славу лучших европейских тренеров -- Венгера, Капелло, Фергюссона, Моуринью. Однако они должны остаться в истории футбола как настоящие подвижники, чьи усилия приводят к прогрессу и расширению географических горизонтов любимой игры человечества.
Семен Новопрудский