Над японским архипелагом Идзу, относящимся к префектуре Токио, в 650 км к юго-западу от столицы Страны восходящего солнца пролетел российский стратегический бомбардировщик Ту-95, по натовской классификации «Медведь». По версии японской стороны, он находился в ее воздушном пространстве примерно три минуты. Инцидент произошел в субботу, 9 февраля, в 7.30 по местному времени (в 1.30 по Москве).
При скорости около 800 км в час самолет мог лишь, как говорят авиаторы, «чиркнуть» границу. Министерство обороны Японии утверждает, что самолет летел со стороны Охотского моря в южном направлении -- в сторону Тихого океана. Над северной частью островной гряды он вдруг изменил курс и нарушил воздушную границу. Как утверждают японцы, российский самолет не реагировал на предупреждения японской стороны, переданные по радио, и взял курс на север, чтобы по тому же маршруту через Охотское море вернуться в Россию.
На перехват «нарушителя» с авиабаз Хякури и Хамамацу были подняты с разных аэродромов в общей сложности 24 японских истребителя ПВО, что, конечно же, многовато -- такое количество выходит за рамки международной практики. Более того, в воздух были подняты и самолеты раннего обнаружения и наведения АВАКС. МИД Японии тут же выразил энергичный официальный протест советнику посольства России в Токио. В документе содержится требование «не допустить повторения подобных случаев».
Наши военные сохранили невозмутимость. «От имени главкома ВВС уполномочен заявить, что комментировать нам нечего, -- был краток замглавкома по авиации генерал-лейтенант Игорь Садофьев. -- Наши самолеты стратегической авиации не нарушали воздушного пространства Японии». Представители Дальневосточной отдельной армии ВВС и ПВО со штабом в Хабаровске поспешили заявить: в выходные дни полетов авиации объединения не планировалось.
По утверждению генерала Садофьева, российские военные самолеты выполняли плановые полеты на воздушное патрулирование в строгом соответствии с международными правилами полетов над нейтральными водами. Четыре стратегических бомбардировщика Ту-95 дальней авиации выполняли более чем десятичасовой плановый полет над акваторией Тихого океана. Наших «стратегов» сопровождали F-15 сил самообороны Японии и американские F-18 с авианосца «Нимиц». При этом разведывать в месте предполагаемого нарушения нечего -- там одни голые скалы.
Напомним, что российские дальние бомбардировщики и стратегические ракетоносцы по указанию президента Владимира Путина после пятнадцатилетнего перерыва с лета прошлого года патрулируют удаленные районы мира. За все это время не было зафиксировано ни одного нарушения ими воздушного пространства какой-либо страны, в том числе и Японии. «Откуда взялась эта претензия, нам не известно, -- развел руками замглавкома Садофьев, -- но знаю, что никаких нарушений не было».
По поводу случившегося в субботу ответственный сотрудник посольства России в Токио заявил: «Мы будем разбираться и решать, как реагировать на это». Опыт разбирательств есть -- в январе 2006 года Япония обвинила Россию в нарушении воздушного пространства самолетом Ан-27 пограничной службы ФСБ. Тогда российские пограничники преследовали предполагаемого нарушителя, который в конце концов скрылся в японских водах. Россия тогда признала факт нарушения: наш самолет, увлекшись преследованием, в течение почти получаса несколько раз заходил в воздушное пространство Японии неподалеку от острова Хоккайдо. Японцы тогда официально заявили, что обстоятельства инцидента «в целом понятны».
Но это редкий случай, когда стороны разошлись полюбовно. Значительно чаще и «нарушитель», и «пострадавшая» сторона стоят на своем. Расследование заканчивается безрезультатно, оставляя у обеих сторон горький осадок. Достаточно вспомнить
несколько инцидентов с Грузией. Между тем, как рассказал «Времени новостей» заслуженный военный штурман, полковник запаса Валентин Дудин, россиянам достаточно предъявить фотографии экранов бортового локатора Ту-95, а японцам -- фотографии наземного локатора с обозначенной линией государственной границы. В свое время советские военные самолеты, летавшие на авиабазу во вьетнамском местечке Камрань (сейчас она закрыта), нередко уличались теми же японцами якобы в нарушении воздушной границы, однако вышеназванные снимки все ставили на свои места.