Мандат международной организации FATF будет расширен, и в первую очередь это будет направлено против Ирана. Таков едва ли не главный итог прошедшей в выходные в Токио встречи министров финансов и глав центробанков стран «большой семерки».
Как известно, FATF первоначально боролась с отмыванием денег -- группа так и называлась: Financial Action Task Force on money laundering. Затем, после скандалов с публикацией черных списков стран, плохо борющихся с отмыванием (
куда была включена и Россия), организации было решено придать более системный и менее провокационный характер. Ей поручили выработку мер по борьбе с финансированием терроризма. И вот теперь в коммюнике токийской встречи финансисты «семерки» заявляют о планах обновить мандат FATF уже в апреле, нацелив ее и на противодействие угрозам создания оружия массового поражения. «Мы призываем FATF продолжать принимать меры по защите международной финансовой системы от рисков незаконных финансовых операций, включая пристальное наблюдение за транзакциями, касающимися Ирана», -- говорится в документе.
Подобная восприимчивость к актуальным проблемам мировой политики не редкость для «финансовой семерки». В свое время именно этот клуб стал инструментом реализации международной борьбы с финансированием терроризма. Однако сейчас, когда в мировой экономике и без того проблем хоть отбавляй, готовность «семерки» давить на Иран выглядит не совсем своевременной.
Оценки состояния мировой экономики, которые содержатся в коммюнике токийской встречи, говорят об одном: министры очень хотят показать, что «ситуация под контролем», но при всем желании сделать этого не могут. Остается подпитывать рынки оптимистическими прогнозами. Так, если большинство экономистов спорят о глубине и продолжительности предстоящей рецессии в США, то «семерка» уверяет, что ее еще можно избежать.
Правда, министры и главы центробанков не могли не признать: «В мире сложилась еще более затруднительная и неустойчивая конъюнктура, чем это было на предыдущей встрече в октябре («семерка» собиралась в Вашингтоне во время ежегодной сессии МВФ и Всемирного банка. - Ред.)». Риски, способствующие замедлению темпов экономического роста, считают участники клуба, сохраняются. Среди них - «дальнейшее ухудшение ситуации на американском рынке жилья, ужесточение кредитных условий из-за трудностей на финансовых рынках, высокие цены на нефть и сырьевые товары, а также растущие инфляционные ожидания в ряде стран».
Характерно, что в коммюнике нет специальных оценок и прогнозов развития американской экономики или рекомендаций американским властям. Возможно, это связано с тем, что буквально накануне конгресс США принял законопроект о стимулирующих мерах для экономики страны. Президент Буш, пообещав подписать законопроект на этой неделе, так оценил его: «Этот документ отражает наши принципы. Он крепкий, нацеленный на рост, и он должен стимулировать деловые инвестиции и принести деньги американским потребителям». Как известно, этот закон, инициированный Белым домом, предполагает единовременное предоставление налоговых вычетов в размере 600 долл отдельным гражданам либо 1200 долл семейным парам плюс 300 долл на каждого ребенка (лица с низкими доходами получат вычеты на сумму 300 долл). Общая «стоимость» налоговых льгот для физических лиц составит порядка 100 млрд долл, льготы еще более чем на 50 млрд долл получит бизнес. В общей сложности на реализацию мер, предусмотренных законопроектом, будет выделено почти 152 млрд долл в этом году и более 16 млрд долл в 2009-м.
Судя по всему, «семерка» оказалась не готова как-то комментировать «план Буша». Тем более, что финансистам пришлось бы решить для себя, на что предоставление налоговых льгот повлияет больше: на экономический рост или на результаты президентских выборов (примечательно, что предвыборный эффект уже подействовал: законопроект в конгрессе поддержали и республиканцы, и демократы).
Между тем, Reuters приводит мнение главы исследовательского центра университета Мичигана Ричарда Кертина, который полагает, что рецессия в США уже наступила, и она будет более болезненной и продолжительной, чем обычный спад экономики. Кертин опирается на индекс ожиданий Conference Board, который, по его словам, является хорошим предвестником изменений в экономике, и в настоящий момент он перешел на негативную «территорию». «Это не обычная рецессия, -- говорит Кертин. -- Ее последствия продлятся дольше, чем обычно». Экономист считает, что хотя американцы и так уже страдают от всего -- начиная со спада на рынке жилья и заканчивая чрезмерным объемом кредитования, ситуация усугубится еще больше. «Потребители должны предпринимать более серьезные шаги для стабилизации своего финансового положения на фоне высоких цен на топливо и продукты питания, стагнации доходов и рекордной задолженности», -- говорит он.
Что же предлагает «семерка»? Ее план для глобальной экономики куда конкретен по сравнению с «планом Буша». Рекомендации, которые содержатся в коммюнике, уже не раз излагались: необходимо немедленное и полное раскрытие банками и другими финансовыми институтами их потерь, укрепление менеджмента в отношении риска ликвидности, работа с рейтинговыми агентствами для избежания потенциального конфликта интересов и повышение прозрачности методики рейтингов для лучшего понимания инвесторами рисков, связанных со структурированными финансовыми продуктами.
Дискуссия о создании правил, ограничивающих возможности инвестирования суверенных фондов благосостояния (типа российского стабфонда), которую в прошлом году изо всех сил поддерживала «семерка», похоже, затухает. Что понятно: именно такие фонды из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии помогли капитализировать американские банки, пострадавшие от ипотечного кризиса.
Российский министр финансов Алексей Кудрин, который по традиции участвовал в обсуждении ряда тем на встрече «семерки», отмечает, что пока «идет дискуссия о том, что я подразумеваю под кодексом лучшей практики»: «То есть, чтобы мы (страны-инвесторы) как бы брали ориентиры. Но очевидно, что не может быть какого-то рода ограничений, которые накладываются на сами фонды, в принципе». Кудрин, которого цитирует РИА Новости, считает, что ограничения в этой сфере чреваты серьезными последствиями: «Это очень серьезная опасность усилить протекционизм в области инвестиций. Это как раз то, что может, на мой взгляд, усилить кризис, потому что переток инвестиционных ресурсов из золотовалютных резервов и фондов как раз способствуют ликвидации дисбаланса. И если мы будем препятствовать этому перетоку, то мы не сможем смягчить кризисные явления».
Впрочем, у российских властей нет намерений «воспользоваться моментом» и, по примеру других стран, вложить ресурсы стабфонда в акции столкнувшихся с финансовыми трудностями крупнейших финансовых институтов - участие страны в ликвидации последствий мирового финансового кризиса, по выражению Кудрина, «будет более консервативное и пассивное». Пока что ресурсы российских фондов размещаются в государственных ценных бумагах. Кудрин добавил, что размещать фонды в корпоративных акциях и облигациях планируется со следующего года, но «здесь мы пока не планируем крупных, разовых, прямых инвестиций, как это было в случае, например, с Citigroup или Merrill Lynch». При этом, сказал министр финансов, Россия намерена ограничить объемы инвестирования средств своих суверенных фондов в корпоративные ценные бумаги 5% от общего пакета одной компании.