Время новостей
     N°20, 11 февраля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.02.2008
«Отдельные успехи последних лет»
Владимир Путин настаивает на новом сценарии развития России
Еще в пятницу, 8 февраля, едва президент закончил свое 45-минутное выступление («О стратегии развития России до 2020 года») на расширенном заседании Госсовета, комментаторы стали активно «путаться в показаниях». В диапазоне от того, что Путин «оставил завещание», до того, что он «никуда не уходит»; от того, что «впервые признал факт гонки вооружений», до того, что «не сказал ничего нового»; от того, что ограничился «красивыми словами», до того, что сформулировал правильные цели, но не механизмы их достижения.

Более того, прослушав первую треть этой речи, можно было смело делать вывод, что единственный смысл президентского выступления -- еще раз напомнить, как все было плохо до Владимира Путина и как стало хорошо при нем. А дальше он скажет, что будет еще лучше. То есть расскажет нам о наших планах на будущее. И он действительно рассказал о планах, точнее, целях. Причем таких амбициозных, что к ним явно требовался список «ресурсов и механизмов». Но список в формат этой речи не укладывался, и из-за этого она имела еще больше шансов выглядеть как отчетный доклад главы государства за истекший восьмилетний период вместе с наилучшими пожеланиями на предстоящий 12-летний.

Однако сутью выступления Путина был не отчет и не конспект стратегии до 2020 года. Суть, как представляется, была совсем иная, хотя он и выразил ее в привычных формулировках об «инерционном» сценарии развития (который мы имеем сегодня) и «инновационном» (который необходим). Фактически собравшиеся в Георгиевском зале Кремля услышали следующее. Вам кажется, что у нас все хорошо и так будет и дальше? Так вот, если мы будем и дальше жить по тому сценарию, по которому живем сейчас, то все будет плохо и еще хуже того.

«Несмотря на отдельные успехи последних лет, -- тут президент решил повторить для плохо слышащих, -- отдельные успехи последних лет, нам пока не удалось уйти от инерционного энергосырьевого сценария развития... Следуя этому сценарию, мы не добьемся необходимого прогресса, не сможем обеспечить ни безопасность страны, ни ее нормального развития, подвергнем угрозе само ее существование, говорю об этом без всякого преувеличения. Единственной реальной альтернативой такому ходу событий является стратегия инновационного развития... Да, такой путь намного сложнее... Но в действительности выбора у нас никакого нет».

Трудно сказать, какими критериями воспользуется будущий президент в 2020 году, чтобы определить, вступила ли уже страна на инновационный путь или все еще идет инерционным. Но сам Владимир Путин воспользовался для описания нашего настоящего весьма жесткими критериями. В «отчетном» разделе он сказал, что к началу этого года по объему ВВП (рассчитанному по паритету покупательной способности) Россия вошла в семерку крупнейших экономик мира. А позже прошелся по самому больному и важному, поскольку не видно еще никакого «паритета» между размерами экономики и ее эффективностью, а также качеством жизни.

А качество жизни пока таково, что «сегодня каждый второй мужчина в стране не имеет шансов дожить даже до 60 лет. Позор!» Что касается эффективности, то «главная проблема сегодняшней российской экономики -- это ее крайняя неэффективность. Производительность труда в России остается недопустимо низкой... И это вдвойне опасно в условиях растущей глобальной конкуренции».

Вряд ли Владимир Путин просто неожиданно вспомнил про испытанный коммунистический лозунг «развивать критику и самокритику». Просто 8+12 -- достаточный срок, чтобы преодолеть инерцию. Или признать ее обстоятельством непреодолимой силы.

Владимир ЛОЕВЕЦКИЙ