|
|
N°21, 12 февраля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рефлекс Павлова
Петербургские правозащитники пытаются склонить органы власти к информационной открытости
Петербургские правозащитники продолжают борьбу за максимально открытый доступ к информации федеральных и региональных органов государственной власти. Если до сих пор с помощью судебных процессов и длительной переписки сотрудники Института развития свободы информации (ИРСИ) добивались, чтобы ведомственные структуры открывали и наполняли содержанием свои сайты, то теперь внимание юристов направлено на снятие замков с разного рода баз данных, реестров и регистров.
Напомним, что движение за свободу информации началось в 2003 году после принятия правительством РФ постановления №98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти". Около года между правозащитниками и самыми неактивными (теми, которые даже не потрудились создать свои сайты) ведомствами, а таких тогда насчитали порядка десяти, шла переписка. А в 2004 году юристы ИРСИ подали в суд на семь федеральных министерств и служб. Министерства и ведомства суд проиграли. И процесс пошел активнее. При правительстве РФ был создан комитет, курирующий эти вопросы. А в прошлом году Министерство экономического развития и торговли РФ запустило свой проект мониторинга сайтов органов государственной власти.
И процесс пошел. В тройку самых информативных серверов попали веб-продукты МЧС России, «Ростехнадзора» и Минэкономразвития. Но до сих пор нет сайтов у Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ, Федерального агентства по поставкам вооружений и у совсем недавно созданного Государственного комитета РФ по делам молодежи (Госкоммолодежи России). Как заявил "Времени новостей" директор ИРСИ Иван Павлов, это молодые организации и пока нет необходимости подавать на них в суд. Но если к июлю 2008 года у вышеназванных структур не будет интернет-страниц, то специалисты института начнут добиваться исполнения закона этими ведомствами.
Также по данным ИРСИ, чиновники практически всех органов госвласти до последнего момента стараются не выкладывать в Сеть информацию, касающуюся кадровых вопросов (объявлений о вакансиях и порядка поступления на службу). На большинстве порталов отсутствует информация о торгах и госзаказах, которые устраивает то или иное ведомство, почти никто не отчитывается об освоении бюджетных средств и практически стопроцентно закрыт доступ к базам данных. Мало того, многие органы государственной власти даже торгуют этой информацией. И сейчас внимание юристов ИРСИ будет направлено на то, чтобы пресечь подобную практику.
Всего на 87 органов государственной власти приходится 253 информационные системы. К ним относятся, например, такие привычные, как единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и учетная база автомототранспортных средств и прицепов к ним, и такие экзотические, как регистр обычных вооружений ООН или российский реестр углеродных единиц. Как пояснил Иван Павлов, доступ к большинству баз данных должен быть свободным, исключение составляет разве что дактилоскопический массив личного состава Службы внешней разведки России.
Торговать же открытой информацией, по мнению юристов ИРСИ, нельзя, если это не определено в законе как нормативно-правовом акте. А законом регулируется только стоимость госпошлины на копии судебных документов. Все остальные ценники установлены постановлениями правительства РФ, а эти нормативные акты не могут регулировать подобные вопросы.
В результате на сайте «Ростехрегулирования» продаются проекты административных регламентов, «Росстат» предоставляет доступ к своим базам только за деньги, за 150 тыс. руб. можно на год получить доступ к единому государственному реестру юридических лиц Федеральной налоговой службы. Поэтому в ближайшее время ИРСИ начнет переговоры с Министерством финансов, а когда это не поможет, будет обращаться в суд.
Правозащитники признают: чиновники часто высказывают опасение, что открытость таких баз может быть использована недобросовестными гражданами. Но это, по мнению юристов, абсурд, поскольку рейдеры и разного рода мошенники могут и так за небольшие деньги получить информацию (даже законодательно закрытую) из любого ведомства. А граждане зачастую даже не подозревают, как много полезных сведений могут содержать официальные сайты при правильной организации их работы. Например, на интернет-странице Федерального агентства кадастра объектов недвижимости можно подобрать все бумаги, необходимые для оформления недвижимости и распечатать бланк основного документа "дачной амнистии" -- декларацию о регистрируемом объекте. Минфин предоставляет полный пакет документов по пенсионной реформе. Специалисты Минюста отвечают на все вопросы граждан в установленные законом сроки. Так что жизнь может стать достаточно удобной. Идеал, когда гражданину вообще не надо будет встречаться с чиновниками, а общаться с ними только с помощью компьютера.
Институт развития свободы информации -- негосударственная некоммерческая организация, зарегистрированная в Российской Федерации в форме некоммерческого партнерства. Базируется в Санкт-Петербурге. Деятельность института направлена на изучение и решение проблем, связанных с реализацией права на доступ к информации, имеющей социальную значимость, в частности к информации о деятельности органов государственной власти. Одной из приоритетных целей организации является стимулирование идущих в России процессов формирования и развития государственных электронных информационных систем общего пользования, прежде всего официальных сайтов органов государственной власти в сети Интернет. С этой целью Институт развития свободы информации начиная с 2004 года осуществляет мониторинг информационной открытости государственных органов власти.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург