|
|
N°27, 14 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Газпром» нашел окно в ЕС
Ограничительные меры, которые предпринимает Европейский союз в отношении российской продукции, способствует международной экспансии российских компаний. В скором времени в Риге будет презентован проект строительства портового терминала, а также завода по производству аммиака и карбамида. На импорт этих удобрений из России в страны ЕС действуют высокие пошлины.
«Мы должны закончить строительство завода к 2005 году, поскольку с 2005 года у нас подписан договор о поставках газа на предприятие», -- говорит Алексей Кузовкин, менеджер по логистике компании-оператора проекта Uksoil. Презентация завода запланирована в Рижской думе на апрель. По словам г-на Кузовкина, цепочка партнеров и акционеров нового проекта выглядит так: некая дочерняя компания российского «Газпрома», она же акционер предприятия, поставляет газ специально для предприятия в Ригу. Далее на заводе, построенном и управляемом французским отделением американской компании Foster Wheeler, природный газ перерабатывается в аммиак, а затем аммиак -- в карбамид. Получателем конечного продукта готовится выступить японский концерн Mitsui. «Mitsui хочет быть совладельцем предприятия и получателем конечного продукта -- карбамида. Поскольку акциями распоряжается Москва, Mitsui просит несколько больше, чем Москва хочет им дать», -- говорит г-н Кузовкин.
По словам менеджера, часть акций (5--10%) планируется передать созданному год назад по инициативе Владимира Путина Военному фонду: «В этот фонд входят крупнейшие российские финансисты, председателем попечительского совета является патриарх Алексий II. Контрольный пакет акций в проекте мы предложили администрации президента и администрации «Газпрома» оставить в России. Проект обсуждался на достаточно высоком уровне. И из администрации президента было высказано пожелание разместить часть акций в Военном фонде. Почему мы должны быть против? Россия для нас заключается не в одном «Газпроме», тем более что сейчас там идут серьезные перестановки. У нас и проект в какой-то части задерживается из-за этого: когда начались эти перестановки, проект немного отложили в сторону».
Сейчас, как говорит представитель Uksoil, проектировщики предприятия просчитывают рентабельность проекта по производству аммиака и карбамида для инвесторов. «80% инвесторов находит Foster Wheelers, 20% дает сама Москва. Для инвесторов, конечно, важны сроки окупаемости, но это зависит от цен на природный газ. На прошлой неделе нам дали цену газа, который будет поступать из структуры «Газпрома», и с этой ценой и договором по газу в настоящее время в Париже обсчитывают окончательную цену проекта», -- сказал г-н Кузовкин.
По предварительным оценкам, стоимость строительства завода и терминала составит 500 млн долл. Проект ориентирован на производство 856 тыс. т карбамида в год. Закупки российского газа, как ожидается, составят 700 млн кубометров в год (ежегодное потребление газа в Латвии -- 1,4 млрд кубометров).
Поскольку одним из соучредителей проекта является «дочка» российского газового монополиста, экспортную цену природного газа для рижского предприятия по производству аммиака и карбамида россияне согласились привязать к цене поставок газа для аналогичных предприятий внутри России.
Тем не менее в Риге пока не называют ни компанию, которая будет поставлять газ, ни согласованную с «Газпромом» цену.
«Задержки с проектом были и потому, что готовились изменения цен на газ внутри России, и поэтому в декабре нам было очень сложно сосчитать, по какой цене мы будем получать газ в 2005 году», -- поясняет Алексей Кузовкин.
Технология будущего предприятия включает производство кристаллического карбамида из аммиака и воздуха. Аммиак будет производиться на предприятии из природного газа. Это предполагает, что на Криеву Сала (остров в устье Даугавы, где будет расположен завод) будут сооружены емкости для хранения аммиака.
«Такие заводы имеют экономическую рентабельность только тогда, когда они расположены в портовой зоне. Представители от Foster Wheelers были у нас в марте прошлого года. Они осмотрели и прилегающие территории, и где находится жилье, изучили розу ветров и сказали: «Мы выдержим все санитарные нормы». Но поскольку в Латвии специальных норм нет, они будут придерживаться европейских: французских, голландских», -- сказал г-н Кузовкин. По его словам, проекту будет дана оценка соответствующих латвийских служб: «Если наши нормы признают нормальными, то мы ничем особо не рискуем: Foster Wheelers строит, делает пробный пуск. Если наши санитарные службы найдут, что выбросы не соответствуют нормам, они просто закроют завод».
О возможности экспорта аммиака проектировщики говорить пока затрудняются: «Естественно, что все приспособления для погрузки аммиака на суда, как и в Вентспилсе, будут сделаны. Но на сегодняшний день аммиак невыгодно экспортировать».
По словам представителя Uksoil, аналогичные предприятия в Голландии расположены в черте города: «Сделаны на таком же удалении от центра, как планируется и у нас, не больше. На территории предприятия растет трава и пасутся овцы. Нет никаких запахов. В Вентспилсе утечки аммиака происходили главным образом за счет негерметичности железнодорожных цистерн. Запахи возникают при перекачке из цистерны в хранилище. У нас этот момент будет исключен, поскольку нет привоза по железной дороге, на предприятии будет герметичное производство, аммиак будет храниться в герметичном хранилище. Отгружать аммиак планируется в каких-то чрезвычайных случаях, а при отгрузке карбамида запаха нет, -- продолжает Алексей Кузовкин. -- Мне недавно задавали вопрос: а что будет, если случится авария? Я понимаю беспокойство. Но есть и другая вещь: техногенное общество подразумевает какой-то процент аварийности, но совершенно ясно, что производства строить надо. Это производство в данной точке очень выгодно».
По словам представителя Uksoil, компания Foster Wheelers не только построит предприятие и проведет сдачу «под ключ», но и возьмет на себя управление латвийским заводом в течение пяти лет и обучение персонала. «Управление они должны хотя бы осуществлять с той точки зрения, что они должны будут отчитываться потом перед инвесторами. Под этот проект Foster Wheelers планирует открыть в Риге офис. Ответственность у Foster Wheelers огромная. Кроме того, на случай аварий компания планирует застраховать все на большие суммы в международных страховых компаниях. То есть в случае нанесения ущерба все будет застраховано и будут выплачиваться страховки, -- говорит он. -- Теоретическая опасность существует на любом производстве. Для этого Foster Wheelers заложила в проект строительства завода сооружение там же пожарной станции, постоянный пожарный пост и контроль. И мы, наверное, сумеем договориться с городскими властями, что мониторинг будет производиться круглосуточно. И если, не дай бог, в атмосферу ушел хотя бы литр аммиака -- сразу же будут выплачены штрафы и устранены последствия. Но есть полная уверенность, что у нас будет самое новое и передовое оборудование и все риски будут к сведены к минимуму».
Остается лишь рассчитывать, что «Газпрому» ничто не помешает свести к минимуму те риски, которых он хочет избежать путем «прямого попадания» в зону ЕС. Ведь Латвия намерена вступить в Евросоюз в 2004 году -- за год до того, как рижский завод будет построен.
Галина МОЛОЧКОВА, Petroleum Argus -- специально для газеты «Время новостей»