Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 6 февраля выступил с посланием народу. В исключительно деловом по характеру и конкретном по содержанию документе глава государства выстроил, в частности,
программу действий по предотвращению возможных негативных последствий кризиса мировой финансовой системы для казахстанской экономики.
Назарбаев поставил перед правительством, нацбанком и агентством по финансовому надзору задачу по «сформированию действенных механизмов системного и оперативного реагирования государства на угрозы финансовой нестабильности и укрепить доверие международных рынков к экономике Казахстана». Слова президента звучали достаточно тревожно -- он говорил о необходимости быть готовым к реализации «оперативного плана стабилизационных действий в случае прогнозируемого замедления мировой экономики и возможного снижения цен на ряд экспортных товаров». Упоминания нефти среди этих товаров не прозвучало, это и так было очевидным. В связи с этим Назарбаев указал правительству «временно, до преодоления проблем в финансовом секторе, сократить госрасходы по всем направлениям и программам, кроме социальных».
Это реальная оценка ситуации, и Назарбаев, очевидно, прекрасно отдает себе отчет в том, чем грозит финансовый кризис его стране, в экономике все еще преобладают сырьевые экспортно-ориентированные отрасли.
Практическая реализация указаний президента началась уже вчера. Назарбаев сам отдал необходимые указания по контролю за ценами и инфляцией председателю нацбанка Анвару Сайденову. Поручено удержать инфляцию по итогам 2007 года на уровне не более 10%.
Премьер-министр Карим Масимов в свою очередь провел вчера совещание в министерстве энергетики Казахстана. Он оперативно ответил на требование президента усилить позиции государства в нефтегазовой отрасли. «По всем месторождениям в сфере недропользования, где не исполняются контрактные обязательства, во исполнение поручения главы государства расторгнуть контракты, -- приказал премьер, -- и вернуть в лоно государства». Масимов отметил, что «все заключенные контракты с иностранными инвесторами будут уважаться и соблюдаться казахстанской стороной и не будут изменяться, если инвестор соблюдает все условия по контракту». В противном же случае, не без угрозы указал г-н Масимов, с инвестором «будут вестись дружеские переговоры,
как это было по вопросу «Кашагана».
Столь жесткое предупреждение, по мнению юристов, занимающихся консалтингом нефтегазовых компаний, имеет как сильные, так слабые стороны. Как утверждает в интервью «Времени новостей» один из таких юристов, глава юридической фирмы «Новиков & Advisers» (Россия, Казахстан) доктор юридических наук Елена Новикова, «у государства, являющегося собственником природных ресурсов, есть право расторгнуть контракт, поскольку порядок его расторжения заложен как в нем самом, так и в национальном законодательстве». «Но кто будет определять, -- спрашивает эксперт, -- насколько существенным было нарушение контракта, позволяющее его расторгнуть?». И сама отвечает: «Специально уполномоченный государством орган». А раз так, говорит Елена Новикова, возможны злоупотребления, которые окажутся губительными для интересов того же государства. Собеседница «Времени новостей» считает, что гораздо эффективнее было бы поначалу применить другую, не столь радикальную меру по отношению к инвестору -- не расторгать контракт, а временно приостановить его действие. В ином случае, говорит она, «выигрыш может оказаться лишь краткосрочным, а проигрыш -- долгосрочным, поскольку приведет к существенному ухудшению инвестиционного климата в стране и серьезному риску возникновения претензий в иностранных судах». Как утверждает Елена Новикова, в условиях, когда «тексты заключенных в Казахстане СРП, как и другие нефтяные контракты начала 90-х годов, заключены с условиями конфиденциальности, для обеих сторон -- государства и инвестора, было бы предпочтительнее искать взаимовыгодный компромисс, чтобы не потерять саму возможность продолжения реализации инвестиционных проектов».