|
|
N°20, 11 февраля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Музыкальный киоск
Rolling Stones на открытии Берлинского кинофестиваля
Отвечая на ставшие уже стандартными упреки в излишней политизированности, директор Берлинале Дитер Косслик выложил на стол новые козырные карты, из которых самые главные -- четыре туза из Rolling Stones с Миком Джаггером во главе. Музыка, по словам Косслика, -- главная фишка 58-го по счету кинофестиваля, занимающего прочное место в числе трех важнейших кинофорумов мира. Здесь покажет свой режиссерский дебют Мадонна -- «Мерзость и мудрость» с участием «Гоголь Борделло», нью-йоркских панков с украинскими корнями. Нил Янг под псевдонимом Бернард Шейки представит подробный документальный рассказ о своих антивоенных подвигах на сцене. А Мартин Скорсезе уже объяснился в любви «роллингам» в двухчасовом киноконцерте, снятом ведущими американскими операторами под руководством Роберта Ричардсона («Казино», «Убить Билла», «Авиатор»).
Самого присутствия Мика Джаггера, словно только что пережившего очередной сеанс электросудорожной терапии, было достаточно, чтобы осчастливить и многотысячную фанатскую толпу, и прессу, и обычных зрителей. Сам же фильм, если честно, далеко не идеален, но это мало кого волнует. Атмосфера нью-йоркского театра, где в конце 2006 года снимался легший в основу фильма концерт, кажется слишком респектабельной и вялой для выступления такого уровня. Да и анонс о фильме под лозунгом «жизнь роллингов в искусстве» на поверку оказывается туфтой. Кроме концертного выступления в картине есть немножко хроники из 60-х и 70-х, но запоминается из этих не слишком внятных фрагментов только один: у молодого, неправдоподобно красивого Джаггера спрашивают: можете ли вы представить, что будете продолжать заниматься тем же самым в 60 лет? «Да, легко», -- не задумываясь отвечает певец. Вот ради этого «легко» фильм стоило снимать и стоит смотреть.
А в конкурсной программе пока без сенсаций. Главную надежду берлинские отборщики скорее всего возлагали на «Прольется кровь» (в нашем прокате «Нефть») Пола Томаса Андерсона, показанную в самом начале конкурсного марафона из 21 картины. Зрители, естественно, об этом не задумываются, но у фестивалей своя, порой весьма изощренная драматургия. Например, особым искусством считается поставить в первые дни конкурса такой мощный фильм, чтобы воспоминания о нем не выветрились до конца фестиваля -- ни у прессы, ни у жюри. Судя по всему, именно такая роль и отводилась новой драме автора «Магнолии». И нельзя сказать, что незаслуженно. 160-минутная сага об алчной гонке за нефтью в 10-х годах прошлого века может похвастаться и актерскими работами (Дэниэл Дэй-Льюис уже получил «Золотой глобус» за лучшее исполнение главной роли, а впереди еще «Оскары»), и неторопливым, но властным ритмом, и духом неподдельного реализма, от которого в кино мы уже давно отвыкли.
Есть только одна проблема: от Андерсона ждешь совсем другого кино -- куда более безумного, отчаянного и безоглядного. В его фильмах девушки избивали обидчиков роликовыми коньками, а с неба падали жабы. Теперь в них воцарился спокойный, мрачноватый дух американского реализма с молчаливыми мужчинами, которые непременно кого-нибудь угробят в конце. В общем, фильм надо пересмотреть, смирившись с тем, что прежнего Андерсона мы уже не увидим. И тогда станет ясно, что такое «Прольется кровь» -- новая американская классика или неудачная имитация.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Берлин