Автовладельцы, порой с боем обзаводившиеся в Москве местами для личного транспорта,
явно в панике от бума гаражного строительства, о котором мечтают столичные власти. Накануне принятия московским правительством городской программы строительства гаражей-стоянок на 2008--2010 годы, владельцы старых плоскостных стоянок в спешном порядке решили написать законопроект «О защите прав граждан при сносе одноэтажных гаражей».
В конце января гаражную программу Юрий Лужков отправил на доработку, и в ближайшее время она будет повторно вынесена на суд градоначальника.
Напомним, что из-за острого дефицита как машиномест, так и новых строительных площадок московские власти делают ставку именно на возведение на месте нынешних так называемых плоскостных стоянок и комплексов металлических гаражей многоуровневых паркингов. Кроме того, например, территорию, по которой пройдет трасса четвертого транспортного кольца, и вовсе освободят от многочисленных гаражных кооперативов, взамен предоставив их владельцам денежную компенсацию или место на строящейся многоэтажной стоянке.
Однако, приводя во дворы инвесторов, чиновники зачастую сталкиваются с сопротивлением местных жителей, которые уверены в недоступности для обывателя цен на машиноместо в многоуровневом паркинге. Так, в конце января на заседании московского правительства руководитель департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Константин Королевский признал, по сути, безнадежность городской программы «Народный гараж» из-за слишком высокой себестоимости строительства многоэтажных паркингов. По его словам, если чиновники рассчитывали, что средняя себестоимость машиноместа составит менее 170 тыс. руб., то сейчас цена строительства превышает 300 тысяч.
По словам представителей гаражно-строительных кооперативов и других объединений владельцев автостоянок, которые вчера обсуждали план самозащиты на совещании во фракции «Яблоко--Объединенные демократы», они не против строительства многоэтажных паркингов. Однако требуют, чтобы в случае, когда стройка ведется на территории старых стоянок, за «старожилами» закреплялись права на машиноместа в новом гараже. «Мы можем только мечтать о массовом гаражном строительстве, ведь пробки и заторы на дорогах вызваны тем, что машины паркуют на проезжей части. Треть всей проезжей части занято припаркованными машинами», -- заявил зампредседателя Московского городского союза автомобилистов Григорий Венгеров. Если количество машин в городе уже приближается к 4 млн, то на конец 2007 года в Москве насчитывалось лишь 1 млн 224 тыс. машиномест, причем большая их часть расположена на открытых автостоянках.
По мнению представителей гаражных кооперативов, основной загвоздкой в отношениях города с владельцами машиномест является отказ чиновников оформлять право владельцев гаражей на землю. По их словам, гараж по определению городских нормативных актов рассматривается исключительно как временное сооружение и движимое имущество, что позволяет чиновникам заключать краткосрочные договоры аренды земли (сроком менее одного года) и отказывать собственникам в оформлении машиноместа как объекта недвижимости. «Сейчас подобное случается уже довольно часто, а если начнут выполняться планы по гаражному строительству, то Москва покроется горячими точками», -- считает лидер фракции «Объединенных демократов» Сергей Митрохин.
Разработчики законопроекта предлагают законодательно закрепить за «законными пользователями» плоскостных стоянок гарантии на машиноместа при сносе их металлоконструкций. А при начислении им компенсационных выплат учитывать стоимость земельного участка или цены выкупа права аренды на него. Впрочем, как оказалось, согласия нет и в рядах самих представителей гаражной общественности. В частности, г-н Венгеров заявил, что, поддерживая законопроект, подготовленный во фракции «Яблоко--Объединенные демократы», он собирается написать и свой собственный. Остальные представители гаражно-строительных кооперативов, сочтя проект уникальным только за то, что он наконец в городе появился, предпочли внести редакторские правки в надежде, что документ вскоре попадет на рассмотрение Мосгордумы.