|
|
N°19, 08 февраля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На любимые грабли
В понедельник в Совете Федерации состоялось заседание Совета по госполитике в области культуры. Сенаторы пригласили в качестве экспертов известных кинематографистов: Карена Шахназарова, Сергея Соловьева, Вадима Абдрашитова, Станислава Говорухина, Василия Ланового, Владимира Наумова, а также министра культуры Александра Сидорова и руководителя «Роскультуры» Михаила Швыдкого. Понятно, что в числе приглашенных в основном заслуженные «мастера культуры», ибо сенаторам приятно видеть рядом с собой известные лица. Однако ясно и то, что суть дела их мало интересует. Иначе они бы позвали не генералов, а прокатчиков, продюсеров, дистрибьюторов и вообще тех, кто имеет прямое отношение к проблеме кинопроката, которую уже много лет обсуждают на всех уровнях и которую вновь собираются решить введением 30-процентной квоты для российских фильмов.
На первый взгляд чего бы лучше. Фильмов у нас теперь снимается много, причем почти все с участием государственных денег, а вот показывают их мало. Несколько блокбастеров, десяток малобюджетных картины в год в широком прокате -- этого явно мало; в провинции любители кино жалуются, что посмотреть известный и широко обсуждаемый авторский фильм им негде; отечественные продюсеры в отчаянии от «вертикального проката» -- хороший фильм просто не успевает собрать публику, поскольку идет в кинотеатрах не больше двух недель, а то и меньше...
Но главное, решительно не растет аудитория качественного кино -- российского или западного, без разницы. Фильмы, которые в небольших европейских странах собирают вполне приличные аудитории, в России проваливаются. Очень часто отличные, получившие важные международные премии наши прокатчики просто не покупают, поскольку для них «нет публики». Те немногочисленные продюсеры и прокатчики, которые из голого энтузиазма у нас занимаются авторским кино, уверяют -- таких зрителей на всю Русь-матушку 50 тыс. И все. И число их не увеличивается. И никто не знает почему... Это сенаторам неинтересно.
Министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Соколов сообщил сенаторам, что по плану к 2010 году доля российских фильмов в прокате должна составить 22%. Однако, по его мнению, «это неоправданно низкие темпы». Давайте, дескать, быстрее.
Но вот что интересно. Еще совсем недавно все телезрители смотрели в основном мексиканские сериалы, ну еще американские. Тоже тогда говорили о засилье, но прошло несколько лет, и все каналы заполнены отечественной продукцией. И сегодня проблема уже в том, как привлечь зрителя к западным качественным сериалам, которые порой просто хочется показать публике, насколько здорово они сделаны, но нет -- большинство предпочитает смотреть собственные, порой очень плохо, на скорую руку сметанные поделки. И никакого, заметьте, квотирования.
Конечно, наш автопром тоже хочет запретить ввоз импортных автомобилей, чтобы все покупали отечественные. Но хотят ли этого автолюбители, с маниакальным упорством при первой же возможности пересаживающиеся на иномарки?
В кино нет прямой зависимости между популярностью и качеством. И родные, отечественные реалии простому человеку все равно интересней, чем чужие и незнакомые. Но положа руку на сердце разве много сегодня в России фильмов, которые зритель готов смотреть? Вспомним Советский Союз, государственный прокат и полный госконтроль. Да, комедии Гайдая смотрели очень охотно, но большинство советских фильмов имело незавидные суммы сборов, а разницу компенсировали показом американских, французских, а главное, индийских фильмов... Забыли что ли про сдвоенные сеансы, где первым шел голливудский хит, а к нему пристегивалась какая-нибудь советская лента, с которой все уходили, заплатив при этом за билет на два фильма?
Что же так и тянет решить проблемы простым большевистским натиском? Запретить, покарать, наконец просто сажать в тюрьму, как предложил генеральный директор "Мосфильма" Карен Шахназаров, борец с пиратами, уверенный, что если сажать будут не только производителей, но и продавцов, это решит проблему.
Упрощенное понимание ситуации и соответственно очень простые меры для решения проблемы -- этот бич советской управленческой некомпетентности до сих пор в ходу у наших самостийных реформаторов. 80-летний режиссер Владимир Наумов уверен: важно восстановить качественное российское кино, на котором можно воспитать зрителя и, главное, не упустить подрастающее поколение. Ну ему-то так думать можно, но ведь нельзя всерьез этим руководствоваться?
Есть ли у многоуважаемых кинематографистов ответы на самые простые вопросы? Например, почему владельцы кинотеатров не хотят брать российские фильмы? Предлагаю несколько вариантов ответа. А) У большинства отечественных картин нет достаточного зрительского потенциала. Б) Рекламный бюджет отечественных лент не позволяет провести раскрутку фильма. В) Продюсеры не готовы гарантировать появление фильма в указанный срок, а свои планы кинотеатры сверстывают за год вперед. Г) Кинотеатры имеют дело с готовыми пакетами западных студий, и им неудобно работать с одиночными проектами. Д) Американские партнеры запрещают российским кинотеатрам брать отечественные фильмы. Е) Другое.
Защитники квотирования ссылаются на западный опыт. Да, было время, в Европе вводили квоты на голливудское кино, но потом от этой меры отказались, зато стали брать проценты с билета в поддержку национальной кинематографии. С любого билета, в том числе и на национальный фильм.
Вопрос второй. Сенаторов просветили: современные кинотеатры есть только в 20% российских городов (всего 1500 экранов). Для сравнения: в Америке их 39 тыс., а в меньшей по размеру Франции -- 5 тыс. У нас нужно хотя бы 2000, чтобы усилия на рекламу начали окупаться. Но почему не верится, что недостающие кинотеатры можно построить при помощи политической воли. Еще несколько лет назад количество кинозалов в России росло гигантскими темпами, сейчас же их количество почти не увеличивается. Почему? Да потому, что в миллионниках все уже построено, а в небольших городах невыгодно строить новые кинотеатры-многозальники. У государства давно есть проект цифровых передвижных кинотеатров, но почему-то они все никак не появятся. Подозреваю, что это очень невыгодно с коммерческой точки зрения. Или требует сложных решений. А мы можем только простые. Сегодня гораздо проще поднять цену билета. К тому же зритель идет в кино не столько за фильмом или даже за коллективным переживанием, сколько ради тусовки -- в современном пространстве, куда помимо фильма входит и кола, и поп-корн, и игровые автоматы... Владельцы кинозалов и не скрывают, что доход от собственно проката не единственный их профит. И что теперь? Будем национализировать кинотеатры? Конечно, надежда на государство -- древняя привычка советской интеллигенции, которую государство драло, но ведь и кормило. Оказавшись в диком поле конкуренции и прямого столкновения с публикой, развращенной не только, хочу заметить, десятилетием свободы, но и семью десятками лет совдепии, где, надо сказать, были не только пряники, наши творцы очень испугались, стали проситься обратно в госкарман. Охотно поддерживают госзаказ, госпроект... Тем более что общество у нас, дескать, того...Ну, не сознательно что ли. Поэтому все доброе и вечное должно нести в народ государство. И ничего, что это у него раньше плохо получалось.
Алена СОЛНЦЕВА