Время новостей
     N°18, 07 февраля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.02.2008
Поезда не идут в Венецию
Венгерские железнодорожники нарушили расписание РЖД
«Российские железные дороги» (РЖД) вчера прекратили отправку беспересадочных вагонов из Москвы в Будапешт, а также через территорию Венгрии в Загреб, Белград и Венецию. В заявлении, опубликованном РЖД по этому поводу, говорится, что курсирование вагонов прервано до завершения забастовки железнодорожников в Венгрии. Между тем из самой Венгрии сообщают, что переговоры местной железнодорожной администрации с отраслевым профсоюзом пока безрезультатны, предсказать срок окончания забастовки никто не берется. Пассажиров, купивших билеты на отмененные рейсы, РЖД готова довезти не далее Чопа (погранпункт на украинско-венгерской границе). В виде альтернативы им предложено вернуть стоимость билетов без удержания комиссионных сборов.

Трудовой конфликт в Венгрии вспыхнул после того, как независимый профсоюз железнодорожников (НПЖ) потребовал в 2008 году увеличить зарплату на 10%, а также выплатить единовременный бонус в размере жалованья за два с половиной месяца. Правительство страны и госадминистрация железных дорог MAV готовы только на 6,9-процентное увеличение зарплаты. После того как несовместимость позиций сторон стала очевидной им обеим, НПЖ провел предупредительную девятичасовую забастовку в прошлую пятницу, отработал выходные в обычном режиме, а с понедельника начал полномасштабную стачку. Во вторник лидер НПЖ Иштван Гаско заявил, что его профсоюз, объединяющий около четверти из 36 тыс. сотрудников MAV, располагает достаточными средствами, чтобы компенсировать бастующим их потери в зарплате в течение нескольких месяцев.

Забастовка в Венгрии среди прочего нарушила движение беспересадочных вагонов, которые через территорию этой страны РЖД отправляет в Будапешт (два в день), Загреб и Белград (четыре в неделю), а также в Венецию (один в неделю). Эти вагоны следуют до украинско-венгерской границы в составе российских поездов 15/16 и 21/22, а там прицепляются к иностранным составам. Вчера РЖД объявили, что «в связи с отсутствием информации от представителей венгерских железных дорог о сроках окончания забастовки» продажа билетов в эти вагоны прекращена. Пассажиры, уже купившие такие билеты, могут через кассу получить свои деньги обратно либо доехать поездом РЖД до Чопа, а далее решать свои проблемы самостоятельно.

Между тем представители MAV дают несколько противоречивую информацию о размахе трудового конфликта. Во вторник, например, по их подсчетам, менее 10% персонала венгерских железных дорог не вышли на работу, но в результате железнодорожное движение в стране сократилось на три четверти. MAV объясняет такую диспропорцию тем, что в рядах бастующих оказались представители ключевых транспортных профессий: билетеры и инспекторы безопасности. Анонимный источник в MAV заявил агентству France Press, что забастовка обходится компании в 600 млн форинтов (2,3 млн евро) ежедневно. Эти потери, по мнению MAV, не приближают, а еще более отдаляют перспективу достижения соглашения об увеличении зарплаты. Некоторые правительственные деятели обвинили НПЖ в том, что он на самом деле не борется за интересы своих членов, а нагнетает обстановку перед намеченным на 9 марта референдумом о разработанной правящей Социалистической партией программе экономических реформ и сокращения госрасходов. Референдум назначен по инициативе правой оппозиции. Лидер НПЖ Иштван Гаско публично отверг обвинения в политической подоплеке забастовки.

Михаил КУКУШКИН