Едва ли не ключевым пунктом предвыборной поездки кандидата в президенты от власти -- первого вице-премьера Дмитрия Медведева по Уралу и Дальнему Востоку стал Хабаровск. Здесь он вчера встретился с губернатором Хабаровского края Виктором Ишаевым, провел совещание по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья, а также -- по уже сформировавшейся традиции подобных поездок -- ответил на вопросы региональных журналистов. Г-н Медведев впервые прямо заявил, что никакой собственной предвыборной программы у него не будет -- это лишь продолжение
«плана Путина».
«Главное сейчас -- обеспечить десятилетия стабильного развития. Считаю, что моя программа как кандидата в президенты должна состоять из двух частей.
Первая была озвучена в ходе общественного форума в Москве. Она была посвящена социально-политическим проблемам -- развитию государства, преодолению политических трудностей в борьбе с коррупцией и правовым нигилизмом. Вторая часть -- экономическая -- будет озвучена в ближайшее время на Красноярском экономическом форуме (он пройдет
15--16 февраля. --
Ред.)», -- сказал г-н Медведев на итоговой пресс-конференции в Хабаровске. При этом первый вице-премьер подчеркнул, что не рассматривает эту программу «в отрыве от того, что делалось и делается под руководством президента, это продолжение его курса». По словам г-на Медведева, основой его работы в качестве кандидата в президенты «
должна быть та база, которая создана в последние годы, те проекты, которыми мы занимались и занимаемся совместно с президентом Путиным».
«Эти задачи рассчитаны на очень серьезное, вдумчивое и полноценное исполнение, они рассчитаны на годы вперед. Поэтому с моей стороны было бы просто несолидно, если бы я сказал, что есть какая-то отдельная программка, которую я предлагаю реализовать за короткое время», -- сказал кандидат в президенты.
Щелк -- «два миллиарда, три миллиарда!»Первым пунктом программы пребывания г-на Медведева в Хабаровске стала встреча с губернатором края Виктором Ишаевым, за ней последовало совещание с участием федеральных министров регионального развития, природных ресурсов, транспорта, главы госкомитета РФ по рыболовству, президента Якутии, губернаторов Чукотки, Хабаровского и Приморского края, Сахалинской области, топ-менеджеров «Газпрома», РАО «ЕЭС России», «Транснефти».
«На Дальнем Востоке накопилось серьезное число проблем. Но еще десять лет назад эти проблемы казались просто неподъемными, а положение дел оценивалось как драматическое и даже критическое», -- сказал Дмитрий Медведев, открывая совещание. Теперь же, по его словам, «такая острота ситуации снята, и это произошло в результате совместных усилий всех уровней власти». Развитию региона, отметил он, «должна способствовать, в частности, федеральная программа, которая в последние годы была откорректирована, и срок ее действия продлен еще на три года -- до 2013 года».
Однако, судя по ходу совещания, «совместных усилий» как раз все еще и не хватает. Дискуссия о том, как дорого жителям Дальнего Востока пользоваться услугами авиакомпаний, привела к совсем уж банальной проблеме -- дорогам. Глава Минтранса Игорь Левитин сказал, что строительство стратегической трассы Чита--Хабаровск может затянуться, поскольку финансирование Минфин и МЭРТ согласовывают кое-как. «То есть еще в декабре прошлого года было принято решение: давайте в январе начнем финансирование. А уже февраль пошел, а деньги так и не выделены. Идет межведомственное согласование. Проблема повторяется из года в год, деньги на строительство мы получаем в октябре, когда на Дальнем Востоке уже нужно сворачивать все строительные работы», -- сетует Левитин. Первый вице-премьер реагирует однозначно: проблема в умах.
«Деньги вообще сейчас не проблема. Только вот щелкни, -- тут г-н Медведев для наглядности щелкнул пальцами, -- и пожалуйста! Два миллиарда, три миллиарда! Значит, помимо финансовой стороны нужна еще воля, которой нет».
Когда счет пошел на миллиарды, разговор естественным образом обратился к энергетическим проблемам региона -- его газификации и строительству нефте- и газопроводов.
«Я придам ускорение и вам, и «Роснефти»Собственно, дальневосточный выезд г-на Медведева фактически вылился в решение ресурсных и административных проблем «Газпрома» в этом регионе. Вслед за отданным им накануне официальным поручением «Газпрому» и Минпромэнерго (хотя вопрос находится в компетенции правительства) до конца первого квартала обеспечить передачу газовому монополисту лицензии на Чаяндинское месторождение в Якутии, очередь дошла и до двух других приоритетных для концерна проектов на Дальнем Востоке. Речь идет о месторождениях на шельфе Охотского моря, имеющих название «Сахалин-3», и газопроводной системе Сахалин--Комсомольск-на-Амуре--Хабаровск.
Зампред правления «Газпрома» Александр Ананенков на вчерашнем совещании обратил недовольство г-на Медведева черепашьими темпами газификации Дальнего Востока в пользу монополии. По словам топ-менеджера, в целом по газопроводу решение принято, проектная мощность трубы -- 4,5 млрд кубометров в год, однако задействовано чуть меньше 2 млрд. «В полном масштабе она не построена, головной участок от Сахалина до Комсомольска-на-Амуре находится в крайне тяжелом техническом состоянии (это старая система), и он находится в собственности «Роснефти», -- напомнил г-н Ананенков, который давно и безуспешно курирует вопросы выкупа этой трубы.
«Мы дали предложение «Роснефти» -- и нас поддержали все участники, чтобы «Газпром» вошел в этот проект и построил систему от Сахалина до Комсомольска-на-Амуре, -- расширить эту систему и довести мощность до проектируемых 4,5 млрд кубометров, -- подчеркнул Ананенков. -- Мы намерены продолжить систему на 900 км от Хабаровска до Владивостока, чтобы в 2011 году обеспечить подачу газа во Владивосток».
«Так что вам мешает сейчас?» -- не вытерпел всех этих подробностей г-н Медведев. «Очень медленно продвигаются переговоры с «Роснефтью», этот вопрос затянут, и нужно в ближайшее время более плотно и активно поработать, чтобы завершить этот процесс», -- пожаловался зампред правления «Газпрома».
«Тогда я придам ускорение и вам, и «Роснефти», -- пообещал преемник президента. -- Когда две крупные госкомпании не способны договориться, страдают из-за этого интересы людей на Дальнем Востоке. Считайте, что соответствующее жесткое поручение в адрес «Газпрома» и «Роснефти» уже дано». И в манере, свойственной скорее нынешнему президенту страны, приказал: «Давайте завершайте переговоры, принимайте коммерческое решение и стройте».
Однако «Газпрому» нужны не столько обязательства в виде постройки газопровода, сколько ресурсы газа, находящиеся в нераспределенном фонде недр и у других компаний. Так, г-н Ананенков счел необходимым напомнить, что консорциум Exxon Neftegas, реализующий проект «Сахалин-1», все еще отказывается продавать газ «Газпрому». «Мы длительное время ведем переговоры с Exxon по закупкам полного объема газа для газификации российских регионов, -- сообщил он. -- При этом возможность добычи газа по проектам составляет около 11 млрд кубометров». Газпромовский зампред с удовольствием заметил, что в переговорах благодаря позиции госпредставителей в «Сахалин-1» «наметилась позитивная динамика». «Мы надеемся, что в апреле-мае мы сможем подписать с Exxon обязывающие документы по купле-продаже этого газа», -- подытожил г-н Ананенков, намекая, видимо, на необходимость большего давления со стороны государства на консорциум.
Но и это еще не все, что нужно «Газпрому», чтобы обеспечить газом Дальний Восток. «Потребность этого региона составляет 25 млрд кубических метров газа к 2020 году, -- заявил Ананенков. -- Мы видим дефицит запасов по сахалинским месторождениям. И даже полная покупка газа из проекта «Сахалин-1» не решает к 2015--2020 году проблему полностью». Поэтому «Газпром» просит правительство до конца первого квартала решить вопрос о разрешении на проведение геологоразведочных работ на Аяжском, Одопчинском и Киринском блоках на шельфе Сахалина, которые имеют около 1,3 трлн кубометров вероятных запасов.
«Газпром» давно добивается от правительства прав на бесконкурсную и безвозмездную передачу ему в пользование лицензий на крупные месторождения в восточной части страны. И сейчас, очевидно, близок к тому, чтобы с помощью г-на Медведева добиться этих целей.
Борьба с коррупцией -- «не предаваться юридическим иллюзиям»Дальневосточным журналистам Дмитрий Медведев поручений не давал и резкостей не говорил. Напротив, обстоятельно объяснял свои взгляды на проблемы коррупции, государственного строительства, на подходы к региональной специфике.
«Меры, которые принимаются для борьбы с коррупцией, не могут носить характер кампании, они должны стоять на твердой системной основе», -- сказал г-н Медведев. И детально изложил свое видение национальной программы борьбы с коррупцией: «Это пакет нормативных актов. Это очень сложная и тем не менее крайне необходимая экономическая работа по повышению уровня жизни граждан. И это создание психологической мотивации (чтобы люди не были заинтересованы брать взятки. --
Ред.)... Когда все эти три компонента будут работать, можно считать, что мы вступили в фазу полноценной борьбы с коррупцией: у нас тогда заработает настоящая антикоррупционная программа». «Насколько мы сейчас близки к этому? Могу сказать, что мы к этому морально готовы. Но предстоит сделать еще очень многое», -- считает первый вице-премьер. Говоря «мы», он, очевидно, говорил от лица того, что называется «гражданским обществом», поскольку армия коррумпированной бюрократии вряд ли подписалась бы под заявлением о «моральной готовности».
«Сам по себе закон о борьбе с коррупцией принесет не больше эффекта, чем изменения в Уголовный кодекс. Наши Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы -- это и есть наши основные законы, направленные на борьбу с коррупцией, достаточно подробные и адаптированные под российскую жизнь», -- сказал первый вице-премьер. В связи с этим он призвал «не предаваться юридическим иллюзиям -- если мы примем еще один закон, ситуация радикально не изменится».
«Мы должны находиться в русле всех мировых и европейских антикоррупционных конвенций, -- считает г-н Медведев, -- потому что сама специфика коррупционных преступлений меняется. Есть явления старые как мир, типа взятки. Она была в российской истории 300--500 лет назад, и она сохраняется в качестве массового явления. Но есть и новые должностные преступления, всякого рода электронные мошенничества, за которыми законодатель тоже должен следить».
Однако, по мнению первого вице-премьера, гораздо важнее создать экономическую основу для борьбы с коррупцией. «Чем выше уровень жизни, чем выше уровень правосознания, тем ниже уровень коррупции. Если люди получают нормальную зарплату, если государственные служащие понимают, что у них будет обеспечена старость, с них можно требовать соответствующего поведения, можно требовать не нарушать закон», -- подытожил Дмитрий Медведев, напомнив, что «основная коррупционная модель -- я беру, потому что государство мне мало дает».
Кроме того, отметил первый вице-премьер, в развитых странах существуют «психологические способы борьбы с коррупцией, когда возможности, которые можно утратить в результате совершения преступления, гораздо страшнее для человека, чем сиюминутная выгода, так же, как и позор, которому ты подвергнешься, и запрет на профессию, которой ты долго учился». Г-н Медведев считает, что недооценивать эти психологические способы борьбы с коррупцией тоже нельзя.
Плюсы и минусы на картеПодробно Дмитрий Медведев ответил и на вопрос журналистов о пенсиях. При определении условий труда и размеров пенсий необходимо учитывать географические, климатические и экономические различия России, считает он: «Мы должны помимо подъема абсолютного размера пенсии -- а это государственная задача -- также заниматься созданием специальных пенсионных систем».
«В России никогда не будет универсальных условий труда, потому что условия труда в Анадыре и в Краснодаре будут разными, и это необходимо учитывать при принятии государственных решений, в том числе и решений о пенсиях, -- сказал он. -- Важно учитывать географические, климатические и экономические различия в нашей стране».
Географические размеры и положение России вообще должны использоваться для создания конкурентных преимуществ, считает г-н Медведев. «У нас настолько уникальное государство, что мы иногда в этой уникальности видим для себя проблемы», -- продолжил он. По его словам, Москва находится так далеко от городов Дальнего Востока, что «на поездку в столицу России надо потратить столько же денег, сколько на поездку в Австралию». «В этом конечно же минус, но есть и определенный плюс», -- сказал кандидат в президенты, имея в виду, очевидно, не стоимость поездки, а особенности географии.
«Сейчас кто растет быстрее? Конечно Азиатско-Тихоокеанский регион. Мы где хотим развиваться, только в Европе? Нет, конечно, мы хотим развиваться везде, и здесь (в АТР. --
Ред.) основные энергетические в хорошем смысле слова узлы роста. Здесь основное потребление, основные инвестиции. И здесь наше сложное географическое положение в конечном счете может превратиться в наше конкурентное преимущество». По словам г-на Медведева, «именно в том, что мы такие большие, и есть наше преимущество».
«Мы должны быть не просто двуглавым орлом, мы должны вообще по всем регионам смотреть -- в Европу, в Африку. Мы должны наблюдать за тем, что происходит в Америке, и мы обязательно должны смотреть в сторону Азии и АТР», -- продолжал вице-премьер, выходя с проблемы пенсий на просторы геополитических обобщений.
Тем логичнее выглядел финальный аккорд его общения с журналистами -- ответ на вопрос по поводу обвинений России в излишнем милитаризме.
По мнению г-на Медведева, присутствие отечественного Военно-морского флота в Мировом океане важно для России. Он тут же напомнил журналистам удачно подвернувшийся информационный повод -- «недавний очередной инцидент с пиратами» (захват в Сомали в конце минувшей недели многоцелевого ледового буксира "Свитцер Корсаков" с российским экипажем. --
Ред.). «Конечно, к каждому рыболовецкому судну крейсер не приставишь, -- заметил г-н Медведев. -- Но присутствие российского Военно-морского флота и в своих территориальных водах, и в открытом море -- стабилизирующий фактор и важный фактор для нас как для морской державы».
А идея возродить военные парады на Красной площади, похоже, не очень вдохновляет будущего президента. Он полагает, что организация военного парада на Красной площади -- это демонстрация возможностей государства, а не отражение каких-либо намерений: «За этим надо видеть особенные символы и не видеть то, что 20--25 лет назад, когда на Красной площади возили длинные ракеты, мы таким образом отвечали на соответствующие угрозы». «Задачи укрепления оборонного потенциал решаются другими способами, -- считает г-н Медведев. -- Надо вовремя финансировать оборонный заказ, как следует финансировать армию, проводить там необходимые преобразования. И тогда у нас будет крепкая оборона и с нами будут считаться».