Любимый газотранспортный проект Еврокомиссии Nabucco обрел еще одного участника. В Вене состоялась торжественная церемония присоединения немецкой RWE к консорциуму из пяти компаний (австрийской OMV, венгерской MOL, румынской Transgaz, болгарской Bulgargaz и турецкой Botas). Однако одновременно с разговорами об усилении Nabucco за счет крупного энергоконцерна из Германии проектная компания была вынуждена объявить об очередной отсрочке даты ввода газопровода. Как говорится в пресс-релизе Nabucco Gas Pipeline International (теперь каждой из шести компаний-участниц принадлежит по 16,67%), труба не заработает ранее 2013 года, тогда как ранее назывался 2012 год. Сроки откладываются уже во второй раз -- первоначально запуск был намечен на 2011 год.
Консорциум и его участники уже много лет не могут найти поставщиков газа, которые дадут долгосрочные гарантии загрузки нового коридора. После того как стало понятно, что Nabucco не может рассчитывать на газ из Ирана, компания-оператор и политические лоббисты трубопровода в обход России ведут отчаянные поиски поставщиков в Северной Африке, Средней Азии и даже Ираке. Наиболее перспективным партнером выглядит Туркмения, которая экспортирует львиную долю добываемого в стране газа в Россию по существующей с советских времен системе «Средняя Азия -- Центр». Но пока заигрывания с Ашхабадом приводят лишь к росту закупочных цен на туркменский газ для «Газпрома», а не к обязательствам переориентировать газовые потоки в Nabucco.
Немецкий концерн, как пообещал в Вене управляющий RWE Gas Midstream Штефан Юдиш, внесет в проект «зримые финансовые и человеческие ресурсы». RWE, однако, может предложить для Nabucco клиентов, но не пополнит его газовыми ресурсами. Проект в случае успешной реализации обеспечил бы потребителей в Юго-Восточной, Центральной и Северо-Западной Европе, где RWE насчитывает около 10 тыс. клиентов, потребляющих газ. Как отметил г-н Юдиш, Nabucco является теперь частью стратегии роста RWE как оператора на рынке природного газа.
«Это существенно усилит проект, -- заявил глава австрийской компании OMV (оператор и неформальный лидер консорциума) Вольфганг Руттенсторфер. -- Акционеры открыты для принятия седьмого партнера в случае единогласного одобрения членов консорциума». Еще до вхождения RWE как о почти решенном деле говорилось о присоединении к Nabucco концерна Gaz de France. И в ходе визита в Бухарест в начале недели президент Франции Николя Саркози вновь подтвердил интерес GdF к участию в Nabucco. Гостя из Парижа поддержал румынский президент Траян Басэску: «Gaz de France должен стать кооперационным партнером Nabucco». Но межгосударственные противоречия Франции и Турции (по вопросам признания геноцида турками армян и присоединения Турции к ЕС) привели к отказу Botas принимать в консорциум французского газового монополиста. Кроме того, в ноябре министр экономики Австрии Мартин Бартенштайн заявил, что в проект может войти Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) как один из будущих поставщиков. И это было бы первым большим успехом Nabucco на ниве поиска газа. Однако и в Баку, несмотря на постоянно декларируемый интерес к поставкам газа в Европу, гарантии давать не спешат.
В числе скептиков проекта -- глава крупнейшей немецкой газовой компании E.ON Ruhrgas Буркхард Бергманн. «Концепция этого проекта в своей основе хорошая, Nabucco смог бы стать полезным в деле диверсификации закупок газа для Европы, -- сказал он на днях на конференции в Берлине. -- Однако в части его практической реализации существуют серьезные проблемы. Не исключено, что реальным поставщиком для Nabucco в конце концов останется лишь Азербайджан, запасы газа у которого не столь велики, чтобы оказаться достаточными для обслуживания подобной газотранспортной системы».
Тем более что на более продвинутой стадии находятся переговоры о поставках азербайджанского газа с месторождения «Шах-Дениз» на юг Италии по коридору Грузия--Турция--Греция и проектируемой перемычке по дну Адриатического моря, получившей название Poseidon (мощностью 8--10 млрд кубометров, ввод намечен на 2010 год). Гарантировать такие объемы поставок Азербайджану больше по силам, а ждать появления других поставщиков для Nabucco рискованно.
Глава E.ON Ruhrgas считает, что проект такого рода вполне подошел бы под поставки газа из Ирана, обладающего вторыми после России по объемам запасами природного газа. Однако политическая ситуация вокруг исламской республики вряд ли прояснится в ближайшие год-два. «Необходимо подождать, как станет развиваться проект Nabucco, -- сказал г-н Бергман. -- Все решит, насколько окажется возможным вовлекать в этот газопровод газ из ныне пока что взрывоопасного Ирана». Участники Nabucco, похоже, понимают, что это все равно, что ждать у моря погоды. Хотя руководитель проектной компании Райнхард Митчек недавно излучал оптимизм, говоря, что поставки иранского газа в Европу по этому газопроводу начнутся с 2015 года. То же самое говорилось и про находящийся на военном положении Ирак.
Тем не менее на сегодняшний день все силы интересантов Nabucco направлены на Туркмению. Президент Гурбангулы Бердымухамедов в последнее время неоднократно давал понять, что открыт к газовой кооперации с европейцами и благожелательно относится и к этому проекту, и к Транскаспийскому газопроводу (по нему туркменский газ может прийти в Азербайджан, далее в Турцию и стать базой для Nabucco).
Но и в Москве, интересы которой на экспортных рынках подвергаются опасности, стараются не дремать. В конце прошлого года «Газпром» безропотно согласился на существенное увеличение закупочной цены у Туркмении (несмотря на наличие трехлетнего контракта с фиксированными условиями), а чуть позже Россия, Казахстан и Туркмения подписали межправительственное соглашение о проектировании Прикаспийского газопровода для новых поставок газа из Туркмении (10 млрд кубометров) и Казахстана (10 млрд кубометров). Кроме того, уже в новом году Кремль нанес еще два болезненных укола Nabucco. Сначала было подписано соглашение о строительстве нового транзитного газопровода по территории Болгарии, по которому в Европу планируется экспортировать российский газ через «Южный поток» по дну Черного моря, а затем аналогичный документ был оформлен с Сербией.
И хотя на церемонии принятия RWE г-н Бартенштайн оптимистично говорил, что Nabucco «более продвинут с точки зрения планирования и политического процесса», чем «Южный поток», это слабое утешение. Ведь у «Газпрома» есть возможности дать гарантии загрузки своего проекта уже сейчас. Показательно и вчерашнее заявление венгерского президента Ласло Шойома, сделанное в ходе визита в Болгарию: «Венгрия заинтересована в строительстве обоих газопроводов. Мы надеемся, что «Южный поток» будет проходить через нашу территорию».