|
|
N°18, 07 февраля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ты помнишь, как все начиналось
Социолог Николай Попов написал "политический детектив" о старте эпохи Путина
Передо мной книжка социолога Николая Петровича Попова «Как начиналась эпоха Путина: Общественное мнение 1999-- 2000 гг. Заметки наблюдателя», издательство «Индем».
Книга читается как острый политический детектив -- поверьте мне. Я этот жанр литературы недолюбливаю давно, но материал книги гораздо интереснее любого политического детектива, и вот почему. Во-первых, изложенные события -- историческая правда, а не художественный вымысел какого-нибудь любителя скрытых аналогий. Во-вторых, эта та правда, которую мы сами пережили сравнительно недавно и от которой многим икается до сих пор. И в-третьих, все политические детективы производят впечатление кастовых разборок -- политики строят каверзы, интригуют, «заказывают» друг друга, а где-то в стороне и совсем ни при чем народ живет своей жизнью.
Здесь все иначе, в этой книге именно российское общество -- полноценный игрок на историческом поле, оно мыслит, оно переживает, оно высказывает свое мнение. Короче, оно один из главных персонажей повествования. Более того, сегодня, на дистанции восьми лет, становится ясно, что многие оценки общественного мнения были куда прозорливее и точнее, чем мнения тогдашних политологов и экспертов.
Заслуга автора именно в том, что он соединил события тех дней, напомнил нам главные сюжетные линии политических бурь и соединил это с опросами общественного мнения, которые стали своего рода зеркалом гласа народного на эти события. Ценность материала также и в том, что писался он не сегодня, а в те дни, в самой гуще событий. А какие это были события, думаю, помнят многие. Соответственно в тексте и особенно в заголовках к очеркам слышны напряжение и пульс того времени.
Уже первые заголовки вводят нас в ритм эпохи: «Скромное обаяние команды Примакова», "На границе тучи ходят хмуро», «Есть гимн нации. Нет отца», «Билл нам друг, но Слободан дороже», «Эхо Балканской войны».
Вспомним: в следующем, 2000 году выборы президента, а кто «в обойме»? Лужков, Явлинский, Зюганов, Примаков имеют по 12--13%, но это не рейтинг национального лидера. Зато "антигерои" есть -- Березовский и Чубайс. Какие разные их ждут судьбы. Нет еще в российской политике Михаила Ходорковского, хотя он активен, но незаметен. Он летает на консультации в кабинеты Белого Дома, а в коридорах МВФ утверждают национальные бюджеты России и рекомендуют нам, на что и сколько тратить в стране денег.
А на повестке трудности отношений с Украиной, где особняком стоит проблема Севастополя. Здесь и Чечня, которая провозгласила строительство исламской республики, и проблема Косово, в которой мы на стороне Югославии. Одновременно начинается тенденция падения уровня доверия кабинету Примакова -- впервые за полгода его рейтинг упал на 3%. А тем временем в Европе началась война, и вы должны помнить, какие толпы в те дни собирались у посольства США в Москве и яйца какой свежести летели американцам в окна. И одновременно опросы общественного мнения фиксируют, что народ не видит национального лидера, нет в России отца нации -- вот он, апофеоз "смутного времени".
И вот на этом фоне замаячила угроза импичмента президенту Ельцину -- часть дьявольского плана по разрушению России, изменению ее конституционных основ и лишению национального суверенитета. И это при том, что 85% населения отрицательно оценивают «деятельность Ельцина на посту президента РФ» и только 4% -- положительно. Катастрофа.
Чудом удалось избежать развития худшего сценария.
Заголовки очерков несколько сменили тон: «Появление Степашина», «Новая команда и болельщики», «Год до второго тура», «Шансы Примакова», «Не голосуй скрепя сердце». Кстати, тут же пример того, что и народ порой ошибается. В те дни на вопрос «Поддержите ли вы на выборах президента того кандидата, которого Борис Ельцин назовет своим преемником?» 60% опрошенных ответили отрицательно и только 7% -- положительно. Кто же знал тогда, что за преемник появится в главном кремлевском кабинете? Но уже через год этот человек пройдет в президенты с первого тура. Однако это будет потом, а тогда уже Степашин набирает политические очки, хотя Примаков по-прежнему в большом отрыве и 48% опрошенных сулят ему победу на президентских выборах. Наступает временно политическое затишье, война на Балканах тоже закончилась, а более половины россиян по опросам считают себя бедными. Более половины также говорят, что получают зарплату и пенсию с задержками, порой до трех месяцев и более. Приближаются осенние выборы в Думу, но активность избирателей пока слабая, зато зашевелились партии, подсчитывая свои проценты и шансы.
Я помню то время, точнее, ощущение какого-то безвременья, паузы, которая явно затянулась. И политическая апатия народа, и усталость от лихих 90-х, и вечная политическая чехарда, и явно уставший Ельцин -- все это превратилось в какую-то общественную растерянность, где догадки и прогнозы не делал только ленивый. На этом фоне назначение премьером какого-то не известного никому Владимира Путина прошло буднично. Мало того, негативно к его назначению отнеслось 34% населения, позитивно -- только 11%, а 55% вообще не отнеслись никак, поскольку не знали никакого Путина. К тому же 56% не понравилось, что Ельцин назвал его своим преемником.
Вот так начиналась новая эпоха, «новое время» России, буднично и рутинно. Этим я закончу краткий обзор содержания книги Николая Попова, но уверяю вас, что дальше там начинается самое интересное. Дальше, собственно, рассказ о том, как Россия отошла от пропасти, куда уже заглянула, о том, как обретала жизнь, смысл и надежду, как желание веры у людей привело к движению всей страны.
Я же не удержусь от пары замечаний (как и положено в рецензиях). Конечно, хотелось бы, чтобы книга была более ярко издана -- мне, например, не хватило фотографий тех дней, которые бы позволили почувствовать полнее «запах» эпохи. Также нелишним кажется мне послесловие, написанное уже сегодня, с позиций нашего времени. Такой аналитический итог был бы не менее интересен и уместен, чем очерки «с места боевых событий», на которых построена книга.
В остальном эти «заметки наблюдателя», несомненно, заслуживают внимания и как исторический, и как научный, и как справочный материал по нашему, пока еще недалекому, но стремительно удаляющемуся прошлому.
Михаил ТАРУСИН,