Партия «Яблоко» снова оказалась выброшенной из избирательной гонки.
Президентские выборы федеральное руководство партии решило бойкотировать, а вопрос участия в назначенных на 2 марта одновременно с президентскими выборах в законодательные собрания 11 регионов дало на откуп региональным отделениям. Региональные «яблочники» выдвинули свои списки только в двух регионах -- Алтайском крае и Республике Ингушетия, однако и там и там им было отказано в регистрации. По мнению политологов, власти в регионах начинают по образу и подобию федеральных властей зачищать политическое поле от непарламентских оппозиционных партий.
В обоих случаях с "Яблоком" региональные избиркомы усмотрели недопустимый процент брака в подписях избирателей, собранных в поддержку партии. В Алтайском крае не смогут принять участие в выборах также Аграрная партия, несмотря на то, что ее партийный список возглавил действующий спикер краевого законодательного собрания и бывший министр сельского хозяйства России Александр Назарчук, и считающаяся кремлевским квазилиберальным проектом «Гражданская сила». Очевидно, что нормы по сбору подписей для непарламентских партий трудновыполнимы.
Алтайские «яблочники» распространили заявление, в котором назвали приближающиеся выборы «фарсом». Они также посетовали на «значительное увеличение необходимого количества подписей для регистрации партиям, не прошедшим в Государственную думу РФ, и неудовлетворительную работу избирательной комиссии Алтайского края».
Отдельное недовольство партийцев вызвал отказ в регистрации лидеру алтайского регионального отделения «Яблока» Александру Гончаренко, который пытался баллотироваться в депутаты по одномандатному округу.
«Это сознательные действия, абсолютно незаконные, направленные на недопущение кандидата. Все подписи были нами тщательно проверены», -- сказал корреспонденту «Времени новостей» заместитель председателя партии «Яблоко» Сергей Митрохин. Алтайские «яблочники» намерены провести акцию протеста, а г-н Гончаренко планирует обжаловать решение избиркома в судебном порядке. «Сложившаяся практика по снятию с выборов кандидатов, собирающих в свою поддержку подписи, фактически вводит имущественный ценз для кандидатов, поскольку другим способом их регистрации является внесение ими залога в размере почти 100 тыс. руб.», -- говорится в заявлении региональной организации.
Ингушские «яблочники» отнеслись к отказу в регистрации более флегматично. Лидер республиканского «Яблока» Дауд Гаракоев не стал оспаривать отказ и лишь пообещал «продолжить партийную деятельность в республике».
«Действительно, существует такая тенденция, при которой парламентские партии и непарламентские партии оказываются в неравном положении на региональных выборах, -- сказал корреспонденту «Времени новостей» заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. -- Парламентские партии обладают большей защитой от снятия. У меня такое ощущение, что есть желание вообще не допускать непарламентские партии до выборов. Потому что они могут объединить недовольных, выступать с критикой в отношении местной власти, получить выход к средствам массовой информации, да и просто заявить о своем существовании. По сути, повторяется прецедент со снятием Михаила Касьянова с президентских выборов. Всем понятно, что у него не было никаких шансов, но он был способен хотя бы засветиться на телеэкране. Для непарламентских партий даже такая перспектива сейчас представляется очень смутной. Региональные начальники ориентируются на те прецеденты, которые создаются в центре».
«Партии типа «Яблока» никогда активно в региональные парламенты не шли. Были регионы, где они боролись, но и то только в последнее время, -- напомнил корреспонденту «Времени новостей» генеральный директор Центра политической конъюнктуры Михаил Виноградов. -- Во-вторых, региональным чиновникам, конечно, участие оппозиционных партий в выборах причиняет некоторое неудобство. И в-третьих, тот кризис, в котором оказались сами партии, их большое количество долгов и разногласий,
лишает их возможностей для реальной борьбы на выборах».
Сергей Митрохин считает, что от притеснения со стороны местных властей страдают не только непарламентские, но и оппозиционные партии в принципе: «Коммунистов тоже много где не допускают. Не допускают оппозицию. Иногда это раж клерков на местах, иногда идет команда сверху, по-разному».