Время новостей
     N°27, 14 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.02.2002
Джону Нэшу -- человеку и персонажу
Голливудское кино всесильно, но не верно
Фильм «Игры разума» (A Beautiful Mind), лидирующий в гонке на получение «Оскара», выйдет в российский прокат 27 февраля. Однако во вторник он уже был показан журналистам, многие из которых оказались страшно разочарованы выбором американских академиков и их зарубежных коллег (фильм получил уже четыре «Золотых глобуса» -- премии иностранных журналистов, аккредитованных при Голливуде). Из всех номинаций менее всего нареканий вызвала «лучшая мужская роль». Рассел Кроу, сразу после мускулистого римского гладиатора сыгравший гениального математика Джона Нэша, лауреата Нобелевской премии за открытия в области теории игр, стал самым вероятным кандидатом на «Оскара». Он вполне достоверно изображает странноватого увальня, неадекватно, но обаятельно реагирующего на шутки однокашников, озабоченного оригинальностью своих идей и составляющего формулу движения голубей в стае. Другое дело, что образ этот столь же убедителен, сколь узнаваем -- именно так и представляет себе большинство ученого гения, который в сравнении с обычным человеком всегда немного безумен. Точное попадание в штамп и раздражает в фильме больше всего.

Идея экранизации документального романа журналистки из «Нью-Йорк Таймс» Сильвии Насар была удачной и стоила миллиона долларов, заплаченных за право на экранизацию. Но сценарист Акива Голдсмен, поощренный «Глобусом» и претендующий на «Оскара», воспользовался материалом вполне в голливудском духе. Реальный ученый по имени Джон Нэш, объявленный в 1958 году одним из лучших математиков своего времени, действительно страдал параноидальной шизофренией. И создал фундаментальную теорию, позволившую изменить представление о роли частных интересов в экономических системах. Раздражал Эйнштейна. Лечился и бежал от лечения, вступал в беспорядочные, в том числе гомосексуальные связи, был НЕ нормальным. В фильме же, вполне в духе политкорректности, зрителям преподносят вариант усмиренного безумия, одомашненного гения, спасенного нежной заботой жены и друга. Мораль сей басни такова: и безумцы имеют право на деятельное участие в жизни, и если они осознают свой недуг и борются с ним усилием воли, то непременно побеждают.

Вранье. Со второй половины фильма патока и карамель заливают необходимые для драматического напряжения сюжетные взрывы. Ничего не имею против дидактики, но неприятна подтасовка. Реальный Нэш был и безумен, и гениален, в фильме же он отдан на откуп здравому смыслу. Конечно, раз уж прототип назван по имени, рассказывать о нем иначе, чем положительно, вроде бы и не удобно. А так посмотрит на себя сегодняшний Нэш, по-прежнему преподающий в Принстоне и занимающийся новациями в компьютерной сфере, и умилится. Но зачем тогда вообще было огород городить?

В сюжете фильма есть один поворот, который нельзя рассказывать -- иначе смотреть будет скучно, -- вот за него сценаристу можно дать премию. Но режиссера Рона Ховарда награждать уж точно нельзя, поскольку сама суть его профессии заключается в том, чтобы помогать зрителям видеть мир яснее, а вовсе не успокаивать обывателя, внушая ему несбыточные и инфантильные надежды на торжество нормы в мозгу гения.
Гений и безумие

Джон Форбз Нэш родился 13 июня 1928 года в Блуфилде, штат Западная Виргиния. В колледже увлекался математикой и химией. Во время одного из химических опытов погиб его одноклассник.

В 1945 году Нэш поступил в Технологический институт Карнеги, чтобы получить ученую степень в области химии, но заинтересовался теорией относительности. «В конце концов я выучил так много и продвинулся настолько, что кроме степени бакалавра математики мне присвоили и степень магистра», -- пишет ученый в своей автобиографии.

В 1948 году Нэш поступает в Принстон, где продолжает математическое образование. Через год он пишет аналитический труд по теории равновесия некооперативных игр, за который спустя 45 лет вместе с Рейнхардом Зельтеном и Джоном Харсаньи будет удостоен Нобелевской премии в области экономики.

С 1952 года он преподает экономику в Массачусетском технологическом институте. Во время работы в институте он встречается с Элеанорой Стайер, в 1953 году у них рождается сын. Элеанор настаивала на браке, но Нэш не согласился. Летом 1954 года он был арестован за гомосексуальные связи. В 1955 году у Нэша завязывается роман со студенткой Массачусетского института Алисией Ларде, через два года он женится на ней. В 1958 году журнал Fortune называет Нэша «молодой звездой новой математики». Осенью 1958 года, когда Алисия ждет ребенка, проявляются первые признаки психического нездоровья ученого. Он начинает слышать голоса, выдвигает невероятные теории, которые приводят в замешательство коллег. В цифрах ему чудятся секретные сообщения. Он днями где-то пропадает. «Я почувствовал, что работники института, а затем и все жители Бостона начали странно относиться ко мне... Мне всюду мерещились коммунисты-подпольщики... Мне казалось, что я важный представитель духовенства... В моей голове то и дело раздавались телефонные звонки моих идейных оппонентов... Этот бред был похож на сон, который никогда не кончится», -- позже признается Джон Нэш. Психологи-фрейдисты 50-х годов утверждали, что причиной его психического расстройства стала беременность жены. Вскоре последовал развод, хотя бывшие супруги продолжали жить вместе. Болезнь продолжалась 25 лет (полное выздоровление отмечено врачами в 1990 году), но, несмотря на регулярную психическую терапию, математические исследования ученого становились все успешнее. «Я не смею утверждать, что существует прямая связь между математикой и безумием, но не вызывает сомнения, что великие математики страдают от маниакальных наклонностей, бредовых состояний и симптомов шизофрении», -- говорит Нэш.Евгения КУБИЧ

Алена СОЛНЦЕВА