Рабочие автомобильного завода Ford во Всеволожске,
бастовавшие с 20 ноября по 17 декабря прошлого года, согласились с предложением менеджеров предприятия о повышении зарплаты на 16--20% и
отказываются от возобновления забастовки. Однако участники VI съезда объединения профсоюзов СОЦПРОФ, который проходит сейчас в Петербурге, полагают, что это лишь тактическая пауза в борьбе.
Соглашение предусматривает повышение зарплаты в среднем до 25 тыс. руб. Но, как неоднократно заявлял глава профсоюзной организации всеволожского Ford Алексей Этманов, сотрудники предприятия добиваются такой же заработной платы, какую получают рабочие таких же заводов в других странах. Так, например, их коллеги по корпорации Ford в Тайване или Португалии получают порядка 3 тыс. долл. в месяц. Что не идет ни в какое сравнение с «российскими» окладами работников автомобильных предприятий.
На съезде объединения профсоюзов СОЦПРОФ стало понятно, с чем может быть связан отказ рабочих от продолжения забастовки. В ходе одного из докладов общественности была представлена новая организация -- Межрегиональный профсоюз работников автомобилестроения. В нее вошли профсоюзы всеволожского Ford, а также заводов Renault, GM-AvtoVAZ, АвтоВАЗа и Nokian Tyres. Вскоре к ним вполне могут присоединиться построенный в Петербурге завод Toyota (в течение года он обещает выйти на полную мощность) и строящиеся здесь же предприятия концернов Nissan, General Motors, Suzuki и Hyundai, которые обещают приступить к производству своих автомобилей и комплектующих в ближайшие пять лет.
Огромный профсоюз планирует отстаивать права своих членов в масштабах страны. Впрочем, пока трудно предсказать, как подобное объединение скажется на рабочем движении -- нельзя исключить и того, что оно будет более управляемым со стороны работодателей.
Что касается ситуации на Ford, то большинству сотрудников завода новое соглашение не нравится. Предложенная прибавка, по их словам, мизерная и не соответствует квалификации мастеров. Тем не менее, как сказал вчера "Времени новостей" Алексей Этманов, профорганизации завода удалось добиться многого. Средняя зарплата теперь составит 25 586 руб., а начальная -- 19 тыс. руб. При этом рабочие смогут бесплатно обедать, пользоваться долгосрочной накопительной программой, получать за выслугу лет от 5 до 10 тыс. руб. надбавок. Будет действовать система доплат за выполнение сверхсрочной и дополнительной работы, а также за выполнение смежных по профессии задач. Кроме этого, рабочие предприятия смогут приобрести себе автомобиль Ford Focus со скидкой в 15%. На сегодняшний день это лучший социальный пакет из всех автопредприятий России.
Правда, коллективный трудовой договор переписываться не будет. Как пояснила "Времени новостей" пресс-секретарь Ford Motor Company Екатерина Кулиненко, менеджеры концерна предполагают, что точка в споре пока не поставлена. Поэтому договоренность будет оформлена в рамках дополнительного соглашения к трудовому договору. Документы вступят в силу с 1 марта этого года. По подсчетам экономистов, предприятие «потеряет», увеличив издержки на персонал, порядка 5 млн долл. в год. Но это вполне оправданное деловое решение. Ведь концентрация большого количества автопредприятий в регионе повлечет за собой нехватку рабочих рук, и Ford следует готовиться к этому этапу конкуренции.