|
|
N°17, 06 февраля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Снисхождение Франции
Эрмитаж приоткрыл фонды графики
Двенадцатиколонный зал Нового Эрмитажа -- великолепное пространство для выставок рисунка. Его строгая геометрия неоднократно искусно использовалась музейными кураторами. Здесь до 11 мая и можно будет увидеть «Французский рисунок из фондов Эрмитажа».
Открывают экспозицию рисунки XV века. Именно на этой части стоит задержаться, дабы внимательно рассмотреть мужской портрет работы Жана Фуко, портреты Анны Бретонской и Карла VIII Жана Бурдишона и особенно портрет старика работы Ланьо. Этот рисунок, кажется, подтверждает существование мистической силы изображения, когда-то описанной Гоголем.
XVI, XVII столетия -- не меньшая отрада для гурманов и знатоков графического искусства. Жан Кузен-младший, Симон Вуэ, Белланж, Сент-Иньи, Пуссен, Лоррен -- каждый лист этих мастеров достоин медленного, кропотливого рассматривания.
Вернемся назад, к началу. Пойдем вправо, следуя ритму колонн. XVIII век... Восхитимся изящными мелочами Ватто (привлекают сентиментальная «Аллея в парке» и «Старуха»), Буше («Продавец уксуса») и Ланкре («Девочка с клеткой»), отвлечемся на Бушардона, Удри (сколько знания предмета в «Охоте на кабана»!), Пино, Вайи и Мейсонье. Наконец, отдадим дань нравоучительному Грезу.
У кураторов экспозиции И. Григорьевой и А. Митина был большой выбор: в коллекции Эрмитажа более 5000 французских рисунков. С екатерининских времен именно французский рисунок был главным направлением коллекционирования графики, точно передавая отношение нового русского искусства, искусства строящегося Петербурга, к европейскому художественному наследию.
Французский рисунок -- это гордость графического собрания, и его изучению более полвека уделила замечательный эрмитажный ученый, крупнейший знаток Греза Ирина Николаевна Новосельская (1928--2006), памяти которой и посвящена эта выставка. Именно поэтому центральное место предоставлено эскизам к живописному шедевру Греза «Паралитик», хранящемуся в Эрмитаже. Девять рисунков, расположенных в ряд, в полной мере соответствуют идеологии искусства знаменитого морализатора XVIII века. Как правило, он изображал драматический сюжет в виде фриза на почти нейтральном фоне, заботливо разнообразя позы, чтобы максимально сложно выразить чувства персонажей.
Искусство как средство воспитания -- таков пафос выставки. Им можно проникнуться, отправляясь в Эрмитаж с учениками или студентами. О нем можно забыть, стремясь лишь к наслаждению в романтической музейной прогулке. Наконец, его можно усилить, если воспринимать рисунки как необыкновенный монумент памяти.
Кстати, фонды отдела рисунка находятся на верхнем ярусе Двенадцатиколонного зала. В данном случае почти вся сотня французских шедевров просто «снизошла до зрителя».
Сергей КУЗНЕЦОВ, Санкт-Петербург