|
|
N°17, 06 февраля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Комсомолец XXII века
Завершены съемки «Обитаемого острова»
Это очень амбициозный проект. С бюджетом в 36,5 млн долл. Правда, фильма будет два. Сначала один, а через несколько месяцев -- второй. Каждый часа по два. Но сюжет один, и в его основе «Обитаемый остров» Стругацких, не самый известный их роман, который сам Борис Стругацкий охарактеризовал как «простенькую, без каких-либо социально-философских затей, историю про комсомольца XXII века -- много приключений, стрельбы и борьбы с явной несправедливостью». Роман вышел в 1968 году и, что называется, как раз попал в точку. История о борьбе наивного гуманиста с тоталитарным государством, имеющим в своем распоряжении не только армию и полицию, но и «принудительное» телевидение, промывающее мозги подданным, оказалась сверхактуальной.
Идея сделать фильм по «Обитаемому острову» пришла в голову продюсеру Александру Роднянскому, а в роли режиссера он увидел Федора Бондарчука, который, сняв «Девятую роту», доказал свое умение обращаться с масшабными постановками и большими бюджетами. Одобрил кандидатуру Бондарчука и Борис Стругацкий, сказав, что «9 роту» он видел: «Это добротная военная картина. Без фанеры и лабуды».
На экраны картина должна выйти только в самом начале 2009 года, сейчас же закончен съемочный период, смонтирована вчерне первая часть, и авторы впервые с облегчением вздохнули -- по их мнению, есть основания рассчитывать на удачу. 14 февраля проект будет представлен на Берлинском фестивале, для потенциальных зарубежных партнеров и прокатчиков.
В постсоветское время замыслов такого масшатаба российское кино пока не знало. Для съемок пришлось только декораций построить на 4 млн, сшить более трех тысяч костюмов, задействовать около семи тысяч массовки, взорвать полторы тонны тротила и построить 13 танков... Но, уверяет при этом Александр Роднянский, фильм не задумывался как сплошной экшн, в нем много внимания уделено разговорам, есть куда более значительная, чем в романе, лирическая линия, и в целом это скорее социально-психологическая драма, рассчитанная не на подростков, а на более зрелого зрителя.
Перед Федором Бондарчуком встала задача сотворить объемный, убедительный и детально проработанный мир, невольно посоревновавшись при этом с создателями «Звездных войн» или «Властелина колец». «Я прочитал роман и не понял, как это возможно снять, -- говорит Бондарчук, -- потому что наличие башен-ретрансляторов, голованов, гвардейцев, упырей, мутантов, танковой атаки во время ядерной бомбардировки, белых подводных лодок, и так далее... это же все надо строить, придумывать мир...» Вместе с концепт-дизайнером Кириллом Мурзиным они начали сочинять образ Саракша, используя для этого и детские впечатления от картин Босха и Брейгеля, и воспоминания о чужих фильмах, увиденных в юности. С мальчишеским азартом, который, видимо, один и может обеспечить убедительность фантазиям, Бондарчук перечисляет оружие, машины, аксессуары, детали костюмов. Как все это сложится в естественную среду для обитания героев картины -- он уже знает, а мы еще нет.
Для главных героев долго искали и нашли актеров-дебютантов, а вот на роли более старших персонажей согласились именитые и модные актеры: Сергей Гармаш, Алексей Серебряков, Анна Михалкова, Гоша Куценко, Андрей Мерзликин, Максим Суханов... Сам Бондарчук тоже снялся в картине в роли Прокурора.
Для тех, кто совсем не помнит сюжета или не читал романа, не так уж важно, кто кого играет. Основная интрига развивается вокруг главного героя. Юноша по имени Максим, выросший в мире, где нет зла и насилия, попадает в страну, которой правит анонимная группа молодых офицеров генерального штаба, которые однажды захватили власть и с тех пор, пишут Стругацкие, «у них две цели, одна -- главная, другая -- основная. Главная -- удержаться у власти. Основная -- получить от этой власти максимум удовлетворения. Среди них есть и незлые люди, они получают удовлетворение от сознания того, что они -- благодетели народа. Но в большинстве своем это хапуги, сибариты, садисты, и все они властолюбивы...» С ними и предстоит схлестнуться нашему голубоглазому и светловолосому герою, в процессе борьбы постепенно взрослеющему и начинающему понимать, что не все в жизни можно исправить, и далеко не все согласны менять установившийся порядок, даже на более справедливый.
Впрочем, фильм все-таки не только социальный, но и приключенческий, и будем надеяться, увлекательный. Примерно тридцать процентов времени в нем составляют драки, батальные сцены, танковые атаки и взрывы. Во всяком случае от декораций практически ничего не осталось. «Мы их все взорвали!» -- сообщил Федор Бондарчук, и глаза его сверкнули...
Алена СОЛНЦЕВА