|
|
N°16, 05 февраля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Курс победы
Президент Путин нашел в горах Дагестана еще один коридор выхода на Грузию
Сразу после поездки в Южный федеральный округ первого вице-премьера России Дмитрия Медведева -- пусть и не первой, но явно носившей характер ознакомительной экскурсии по территории, которая вскоре, если не произойдет ничего совсем уж неожиданного, будет вверена ему вместе с другими регионами как новому главе государства -- на Кавказ отправился действующий президент Владимир Путин. Для него вчерашний блицвизит в высокогорный дагестанский Ботлих был скорее поездкой по местам собственной боевой и политической славы. Свой первый визит в эту часть Дагестана г-н Путин нанес в августе 1999 года, только что возглавив федеральный кабинет министров.
Выступление исламских фундаменталистов в Ботлихском и Цумадинском районе Дагестана, поддержанное чеченскими полевыми командирами Шамилем Басаевым и эмиром Хаттабом, в августе 1999-го вызвало панику в Москве и прогнозы о скором присоединении прикаспийской республики к фактически независимой тогда Чечне. На этом фоне готовность нового премьера «мочить террористов в сортире» стала причиной стремительного взлета его популярности в России и в самом Дагестане, где очень распространенная точка зрения на статус республики выражается словами аварского поэта: «Добровольно не входили -- добровольно не выйдем». Дальше были взрывы домов в Москве, война в Кадарской зоне Дагестана и Новолакском районе на границе с Чечней и вторая чеченская кампания. Но начиналось все в Ботлихе. И какими бы спорными ни были принятые за этот период политические решения, очевидно, что повторение событий августа 1999 года сейчас едва ли возможно: карта конфликтов на Кавказе стала иной.
Вчерашнее совещание с федеральными министрами, офицерами и руководством Дагестана Владимир Путин провел в расположении 33-й отдельной мотострелковой горной бригады, которая была окончательно укомплектована к 1 декабря прошлого года. Другая такая бригада стоит в Карачаево-Черкесии, общая численность -- примерно 4,5 тыс. человек. Распоряжаясь о создании этих подразделений, президент ставил задачу войскового прикрытия государственной границы, но очевидно, что горные стрелки должны защищать регион и от внутренних угроз, то есть от боевиков, которые и сегодня перемещаются по лесам и ущельям Северного Кавказа. Все обещания Министерства обороны выполнены: самые высокогорные части российской армии укомплектованы контрактниками и одеты в самую технически совершенную форму. Офицеров селят в меблированные квартиры, солдат -- в общежития с комнатами, рассчитанными на трех человек. В клубе есть боулинг и бильярд. Вся эта роскошь, правда, не помешала одному из прапорщиков бригады в декабре прошлого года открыть огонь по сослуживцам и нанести части самые настоящие потери в живой силе, но вчерашний визит главнокомандующего располагал к беседам на более приятные темы. Кто-то из контрактников заверил главкома: «Ваш курс -- курс победы».
Вчера Владимир Путин наградил президента Дагестана Муху Алиева орденом Почета, а также вручил государственные награды офицерам и строителям. Он распорядился больше любить местное население. Оно, естественно, обслуживает инфраструктуру бригады, от которой будет немного проку, если жители окрестных селений по тем или иным причинам окажутся не согласны с ее присутствием.
Главе «Газпрома» Алексею Миллеру президент велел ускорить газификацию районов, и г-н Миллер обещал справиться с задачей к середине 2009 года. Министр транспорта Игорь Левитин должен теперь где-то найти 3 млрд руб., чтобы частично асфальтированная дорога из Ботлиха в Цумаду стала нормальным шоссе, которым после однократного прохождения бронетехники могли бы пользоваться и местные жители. «Это может быть еще один коридор выхода на Грузию», -- загадочно добавил президент, и стало непонятно, мечтает ли он сделать из будущего шоссе еще одну дорогу, связывающую Россию с закавказским соседом, или имеет в виду, что в случае обострения дружеских чувств по ней может двинуться та самая бронетехника.
Напомним, на сегодняшний день все три автомобильные дороги, связывающие Россию с Грузией, не функционируют: дорога по берегу Черного моря упирается в грузино-абхазский конфликт, Транскавказская магистраль -- в конфликт в Южной Осетии, а некруглогодичная Военно-Грузинская дорога -- в закрытый на ремонт российский терминал в Ларсе.
Иван СУХОВ