Вчера
в Сербии прошел второй тур президентских выборов. В нем за победу боролись действующий глава государства Борис Тадич и замглавы Сербской радикальной партии Томислав Николич. В первом туре 20 февраля победа осталась за Николичем (39,99% против 35,39% у Тадича). Перед вторым туром шансы кандидатов выравнялись. В ходе подсчета результатов второго тура они попеременно выходили вперед, и потому члены Центризбиркома настоятельно советовали вчера дождаться первых официальных результатов, которые станут известны сегодня. Окончательные итоги будут подведены не позднее 7 февраля.
Интрига перед вторым туром заключалась в том, кому отойдут голоса семи остальных кандидатов, не прошедших дальше первого тура. В последние дни перед решающим голосованием влиятельный в Сербии премьер-министр Воислав Коштуница официально отказался поддерживать кого-либо из кандидатов. Воздержалось от прямой поддержки Тадича или Николича и руководство Соцпартии. Всесильные при Слободане Милошевиче сербские социалисты сейчас переживают не лучшие времена, однако их поддержка могла принести 5--6% голосов. В результате накануне второго тура около 20% сербских избирателей еще не знали, за кого они проголосуют, или тщательно скрывали свои предпочтения. Это делало исход выборов еще менее предсказуемым.
Кроме того, не были ясны предпочтения сербов в Косово, поскольку проведение там социологических опросов связано с немалыми трудностями. Местные албанцы все последние годы вообще бойкотируют общесербские выборы. Однако все 23 косовские общины оборудованы пунктами для голосования, и вчера косовские сербы голосовали, хотя и не так активно, как в остальной Сербии.
Активность избирателей вчера была примерно такой же, как и в первом туре, перевалив к вечеру за 61%. Для второго тура «порог явки» не установлен, победитель определится простым большинством. Однако активность избирателей радовала политиков, ведь в 2002--2004 годах президентские выборы в Сербии четырежды срывались из-за «спячки электората», после чего, кстати, и был отменен барьер явки во втором туре.
Руководитель Центра изучения современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова в беседе с «Временем новостей» отметила наличие «всех шансов на победу» у радикала Николича, но добавила, что его незначительный отрыв от Тадича легко может быть перекрыт «административным ресурсом» действующего президента.
Вчера 8,5 тыс. избирательных участков работали с семи утра до восьми вечера (22.00 по Москве). За ходом голосования следили более 3 тыс. наблюдателей, в том числе делегация Госдумы России во главе с Константином Затулиным и команда Межпарламентской ассамблеи СНГ под руководством вице-спикера российского Совета Федерации Александра Торшина. Они не нашли серьезных нарушений, которые вызвали бы необходимость повторного голосования.
В ходе нынешних выборов в Сербии России выпало сыграть важную роль. Посетив Москву накануне второго тура, оба кандидата пытались заручиться российской поддержкой. Однако оказалось, что не всем в Сербии понравился факт укрепления авторитета России. В частности, белградская газета «Блиц» внесла ложку дегтя, именно сейчас напомнив о событиях марта 2006 года. Тогда в соответствии с международной практикой Россия удовлетворила запрос на получение статуса беженцев, поданный в 2005 году супругой покойного экс-президента Югославии Слободана Милошевича Мирьяны Маркович и их сына Марко (тогда они еще не находились в международном розыске). «Блиц» же сочла это предоставлением политического убежища "международным преступникам", по странному совпадению, напомнив об этом как раз накануне выборов.