Европейские авиастроители приступили
к поискам альтернативы авиационному керосину, производимому из нефти. К этому их подталкивает общий рост цен на энергоносители, а также прогнозы увеличения мировой потребности в различных видах топлива (по некоторым из них, к 2050 году такая потребность удвоится). Так, концерн Airbus приступил к реализации рассчитанной на десятилетия вперед программы по разработке альтернативных видов топлива. «Горючее и энергия являются ключевыми вызовами для авиации», -- заявил в связи с этим глава Airbus Том Эндерс, призвав к кооперации между различными отраслями и государствами.
В пятницу в рамках реализации программы был сделан первый практический шаг. Впервые в истории был совершен полет пассажирского самолета, частично заправленного горючим, произведенным на базе природного газа. Для трехчасового перелета крупнофюзеляжного А380 из британского Фултона в Тулузу во Франции, где расположена штаб-квартира Airbus, один из двигателей (этого потребовали соображения безопасности на данном этапе экспериментов) был заполнен топливом GTL (Gas To Liquids -- синтетическое жидкое топливо на основе природного газа), а три других -- традиционным керосином.
«Зеленее, чище, тише» -- с такой броской надписью на фюзеляже A380 совершил свой первый испытательный полет с топливом из природного газа. Еще в ноябре прошлого года европейские авиастроители заключили соглашения об использовании природного газа с авиакомпанией Qatar Airlines, энергоконцерном Shell, а также производителем авиадвигателей Rolls-Royсe. Преимущество топлива GTL заключается прежде всего в том, что при его сгорании -- в отличие от керосина -- практически не выделяется сера.
Однако на этом Airbus останавливаться не собирается. Концерн заявил, что рассматривает GTL лишь в качестве промежуточного этапа к широкомасштабному использованию горючего из возобновляемого растительного сырья. «Как только станут доступными подходящие виды биотоплива второго поколения в достаточном количестве, Airbus сразу же приступит к их тестам», -- говорится в сообщении концерна. Впрочем, здесь признают, что произойти подобная «зеленая революция» может не ранее 2020 года. По состоянию на сегодняшний день виды топлива из возобновляемой биомассы, как отмечают эксперты, ввиду их пока невысокой энергоемкости непригодны для использования в авиадвигателях.
Но и полет аэробуса с использованием GTL можно рассматривать скорее в качестве хотя и достаточно зрелищной, но пока все же символической акции. К тому же главной экологической проблемы этот вид горючего, похоже, не разрешит: по данным Aurbus, показатели эмиссии углекислого газа -- главного врага климата -- у авиатоплива из природного газа точно такие же, как и у традиционного керосина. К тому же производство GTL является пока довольно дорогим. Но эти обстоятельства, похоже, ничуть не смущают производителей. Концерн Shell на насыпном архипелаге «Жемчужина Катара» приступил к сооружению гигантской установки по производству GTL, которая должна вступить в эксплуатацию в течение ближайших трех лет. Объект GTL Pearl считается самой крупной единовременной инвестицией Shell за всю историю концерна.
Экспериментальный полет A380 руководитель программы концерна Airbus по разработке альтернативных видов топлива для самолетов Реми Себастиен назвал «ответственным этапом для всех нас». Целью концерна является достижение удельного веса использования биотоплива второго поколения в авиации к 2030 году на уровне 30%. Г-н Себастиен в качестве главного источника такой энергии для самолетов будущего называет морские водоросли.