Время новостей
     N°26, 13 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.02.2002
Таможня встает на крыло
ГТК получил право на проведение воздушных операций
В России стало одним авиационным ведомством больше: премьер-министр Михаил Касьянов завизировал постановление №87 «Об авиации Государственного таможенного комитета РФ». Как следует из документа, свой воздушный флот нужен для «повышения эффективности работы» ГТК «при проведении операций по выявлению и пресечению контрабанды, незаконного оборота оружия и наркотических средств». Причем в отличие от ряда других ведомств, имеющих свой авиапарк, таможня получила не просто «право на крылья»: ГТК разрешено вооружать принадлежащие ему летательные аппараты. И соответственно, в случае необходимости «применять оружие в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом». В частности, авиация ГТК при проведении операций должна с воздуха «обеспечивать защиту членов досмотровой группы при исполнении ими своих служебных обязанностей».

Интересно, что свои удары с неба по наркоторговцам и контрабандистам таможенникам предлагается наносить исключительно внутри страны: правительственный документ предписывает использовать авиацию ГТК «в пределах территории Российской Федерации». Правда, опыт выполнения аналогичных задач авиацией Федеральной пограничной службы свидетельствует о том, что Михаил Ванин вряд ли будет закупать для своего ведомства истребители и бомбардировщики, имеющиеся на вооружении российских ВВС. Однако патрульные самолеты и вертолеты с пулеметно-пушечным вооружением и кассетами неуправляемых ракет в авиапарке ГТК появятся уже в ближайшее время. Единственным ограничением таможенной «гонки вооружений» тут может стать то, что создание собственной авиации правительство потребовало провести «в пределах штатной численности и объемов финансирования, утвержденных бюджетной росписью для ГТК».

Несколько странно то, что формально ГТК уже давно входил в число российских силовых ведомств, имеющих свою авиацию (всего их шесть -- Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, ФПС и ГТК). По крайней мере еще летом 2000 года в полном соответствии с правительственным постановлением №396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» г-н Ванин выпустил свой собственный приказ о переаттестации таможенных летчиков. Получается, что все это время авиапарк ГТК хотя и существовал, но был не вполне легитимен.

Юрий ГОЛОТЮК