Президентская кампания в США подошла к решающему рубежу: завтра состоится так называемый супервторник. У демократов сразу в 15 штатах состоятся первичные выборы (праймериз), а в семи штатах и на американском Самоа -- партийные собрания (кокусы). Республиканцы тоже в 15 штатах проводят праймериз, в пяти -- кокусы и одну партийную конференцию. И демократы, и республиканцы определятся с выбором почти половины делегатов-выборщиков (соответственно 1681 и 1023) на общенациональные партийные съезды, назначенные на конец августа и начало сентября.
По сравнению с тем, что стоит на кону, уже имеющиеся приобретения ведущих кандидатов выглядят незначительными. Претенденты от Демократической партии -- 60-летняя
Хиллари Клинтон и 46-летний Барак Обама -- заручились поддержкой 232 и 158 делегатов. А
у республиканцев 71-летний Джон Маккейн, 60-летний Митт Ромни и 52-летний Майк Хакаби твердо опираются на 97, 74 и 29 своих делегатов.
Поэтому минувшая неделя была для всех претендентов сумасшедшей. Кроме лихорадочных перелетов из штата в штат они еще встретились в последнем раунде дебатов. Демократическая парочка дискутировала в Лос-Анджелесе, в знаменитом кинотеатре «Кодак», где проходит вручение кинопремий «Оскар». За игрой политических «звезд» пришли понаблюдать и голливудские знаменитости: Дайан Китон, Стивен Спилберг, Пирс Броснан...
Республиканцы сошлись тоже в Калифорнии, в их консервативном «храме» -- в президентской библиотеке Рональда Рейгана в городке Сими-Валли. Хотя участников было четверо, дискуссия свелась к диалогу между аризонским сенатором Джоном Маккейном и экс-губернатором Миттом Ромни. Майку Хакаби и еще одному кандидату, 72-летнему Рону Полу, с трудом удавалось вставить по слову. Дебаты вышли напряженными. Два лидера республиканской гонки не скрывали неприязни и разве что не матерились, не стесняясь обсыпать друг друга обвинениями.
Ромни упрекал Маккейна, что тот не настоящий республиканец и уж тем более не консерватор. Выразившись в том смысле, что от такого же слышу, Маккейн камня на камне не оставил от претензий Ромни быть верховным главнокомандующим: «Вот я знаю, как быть лидером. Я командовал самой большой эскадрой в американском флоте. И делал это из патриотизма, а не ради прибыли». (Намек на деятельность Ромни как успешного бизнесмена и к тому же тратящего миллионы -- 18 млн долл. только в прошлом квартале -- личных средств на свою президентскую кампанию.)
Словом, парни поговорили серьезно и разошлись со сжатыми зубами и кулаками. Это напряжение отражает неопределенность внутри всей Республиканской партии, особенно его консервативного ядра, в отношении Маккейна. С одной стороны, он получает все больше поддержки от влиятельных сопартийцев: это и губернаторы крупнейших штатов Арнольд Шварценеггер (Калифорния) и Рик Перри (Техас), и вышедший из игры Руди Джулиани, и миллиардер и бывший претендент Стив Форбс. С другой стороны, многие влиятельные и известные всей Америке идеологические стражи республиканских ценностей не жалеют критики на его голову. «Он разрушит Республиканскую партию», -- говорит о Маккейне популярный радиокомментатор Раш Лимбо. Ему вторит журналистка Энн Колтер, известная ненавистница президентства Билла Клинтона. По ее словам, уж лучше бы в Белом Доме опять появился Клинтон. Журналистка даже пригрозила начать агитацию за демократку Хиллари Клинтон.
Зато в кинотеатре «Кодак» царила тишь да гладь, даже благостность какая-то. В общем, если не переходить на личности, то между бывшей первой леди и сенатором из Иллинойса, как выясняется, в сущности разногласий нет. Разве что вопрос об иракской войне поставил Хиллари Клинтон в неловкое положение. Она опять не захотела признать ошибкой свое голосование в сенате в поддержку этой войны. Клинтон ударилась в казуистику, попытавшись переложить вину на президента Джорджа Буша: мол, "обманул, негодник". Ведущий дебаты тележурналист Си-эн-эн Вульф Блицер уточнил: «Правильно ли я понимаю, что вы были наивной, поверив Бушу?» Г-жа Клинтон поспешно откликнулась: «Нет, нет». Но тут же взяла себя в руки и, очаровательно улыбнувшись, заметила ведущему: «Я не попадусь на ваш крючок». Барак Обама, улыбка которого во время этого эпизода расплылась до ушей, не удержался от ехидной реплики: «Правильно, важно принимать правильные решения с первого дня».
Согласно последним опросам, в национальном масштабе за Хиллари Клинтон готовы проголосовать 43% демократов, за Обаму -- 39%. У республиканцев Маккейну готовы отдать голоса 37%, Митту Ромни -- 22% и Майку Хакаби -- 17%. И уже завтра мы выясним, насколько точно соотносятся данные замеров общественного мнения социологами с реальным влиянием кандидатов.