Время новостей
     N°15, 04 февраля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.02.2008
Факультет отчаянно нужных вещей
Молодое искусство на «АРТСтрелке»
Очень часто бывает: идешь на вставку мэтра и вежливо так ее смотришь. Ну, посмотрел -- и слава богу. Все как мэтр прописал. Ни больше, ни меньше. Предсказуемо и стерильно. И вежливо вошел. И вежливо вышел. И забыл о событии благополучно эдак часа через два. А нынешняя «АРТСтрелка» предлагает сценарий другой. Идешь на молодых художников. И «Эврика!», как любит говорить профессор МГУ Алленов! Горизонты ожидания порушились благополучно и к всеобщей радости.

Радость еще и потому, что новая генерация показала себя людьми чуткими, восприимчивыми к диалогу. В галерее «АРТСтрелка Projects» открыта выставка российского израильтянина Хаима Сокола. Называется «Криптомнезия. Рецидив». Она о том, что вещдоки присутствия человека в этом мире -- ассортимент блошиного рынка: потертые, испачканные, обмусоленные, скукоженные предметики. Среди коих ржавые железяки, стоптанные туфельки, рассыпающиеся в прах блокнотики, смятые самолетики из тетради в клеточку, кукольная собачка без хвоста... Такой уютный трофей археологической экспедиции в память одного конкретно взятого землянина.

Хаим этот трофей поселил в двух залах галереи. На ржавых табличках можно рассмотреть графические портретики, словно из детской тетради. Они едва заметны и очень беззащитны. Дунь -- и спорхнут куда-то... В витрине кусок какой-то арматуры и зеленый солдатик-часовой под ней. «Слава, иди домой!» -- так эта инсталляция зовется. Правильная мизансцена прерванного счастья на детской площадке. В отдельной витринке колышутся под действием вентилятора стопки листов из записных книжек, тетрадей и альбомов. Они уже самодостаточны, как океан Солярис, и им хорошо.

В соседней темной комнате ржавые трубы на колесиках из-под детских колясок собраны в круг. Головушки опустили. Стоят согбенные, закутанные в подобие пледиков. И печально перемигиваются встроенными фонариками. Называются «Бабушки». Так они и судачат, сердечные, о бытии в модальности быта.

«Криптомнезия» Сокола очень нежно аукается с визуальными поэмами великого барахольщика современного искусства Кристиана Болтански. То же памятно-тактильное восприятие мира в обтерханных вещичках. На ощупь. На ощупь. Как Ежик в норштейновском тумане.

Иную ипостась того, обо что повседневно трется взгляд, представил в галерее Art Business Consulting (АВС) Максим Русаков. Максим принадлежит плеяде художников, совмещающих занятия искусством (для души) с работой в офисе (для жизни). Эти креативные люди когда-то объединились под руководством Максима Илюхина и решили свой офисный быт (и бытие), мягко говоря, артистически вышутить. Почти каждый проект АВС очень тонко и точно обыгрывает паранойю офисного предметного мира. Герои инсталляций и перфомансов -- компьютеры, принтеры, пластиковые столики, крутящиеся стульчики, телефончики и белые стены с кондиционерами. В отличие от шероховатого, морщинистого (как руки бабушек), приятного и теплого на ощупь мира вещей Сокола предметная фактура АВС гладкая, ровная, безразличная и безучастная. Теплообмена не происходит. Предметный мир выталкивает тебя в твое одиночество. Вот этому индифферентному пространственному «выталкиванию» и посвящен проект Русакова. Входим в кабинетец с белыми стенами. Слева зеркальная поверхность размером со шкаф. Впереди столик. Все предсказуемо вроде. Смотришься в зеркало. Внезапно оно на тебя наезжает. Теснит. А твое отражение растет на глазах. Потом аккуратно отплывает назад. И так далее, до бесконечности. Максим назвал кунштюк «ZOOM-шкаф». Фокус в том, что плавно меняется фокус. А от объекта при этом ничего не требуется. Он в зоне полного безразличия. Объективно говоря, трансфокатор все уже сделал. Всем спасибо. Все свободны. На выход!

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки