|
|
N°140, 05 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Индийский товар» - индусам
Во время визита президента Путина в Дели Гохран РФ и индийская торговая компания MMTC подписали протокол о намерениях в области обработки и торговли алмазами и драгоценными металлами.
По данным агентства AP, речь идет о поставках российских алмазов в Индию, крупнейший мировой центр их обработки. Получить комментарии Гохрана нам не удалось -- его глава Валерий Рудаков сейчас в отпуске. В пресс-службе АЛРОСА сообщили, что компания в переговорах не участвовала, ее представители в Индию не летали, а президент компании Вячеслав Штыров тоже ушел в отпуск.
Вероятно, в протоколе речь идет исключительно о поставках из Гохрана, а не из текущей добычи АЛРОСА. Эксперты полагают, что в Гохране «скопилось столько "индийского товара", что его некуда девать» и что соглашение скорее всего носит рамочный характер. Поясним, что под "индийским товаром" подразумевают низкосортные дешевые алмазы любого географического происхождения (в Индии традиционно гранят именно такие камни).
Впрочем, есть и еще один вариант. Гохран, согласно Закону о драгоценных металлах и драгоценных камнях, имеет на российском рынке право «первой ночи». Он может покупать сырье у АЛРОСА и продавать его кому угодно. Ясно, что это несколько нарушает планы корпорации De Beers, но глава Гохрана Валерий Рудаков и не скрывает своего желания их нарушить.
До сих пор, несмотря на желание индийской стороны, официальных поставок алмазов из России в Индию не было. Если якутское сырье и попадало к индийским огранщикам, то кружным путем. «Забавно, что когда Индия закупает алмазы у нас, то, как правило, это алмазы из российских поставок», -- заметил как-то известный израильский бизнесмен Лев Леваев.
Кстати, еще в 1995 году правительство РФ и MMTC подписали Меморандум о взаимопонимании в области переработки российского сырья. Люди из АЛРОСА регулярно наведывались в Индию, перенимали опыт и даже пришли к мысли о возможности наладить огранку «индийского товара» в России (а 60% добычи АЛРОСА -- это именно он) совместно со смоленским заводом «Кристалл». Но из-за относительно высокой стоимости труда огранщиков это оказалось невыгодно.
Поэтому этот вид сырья из России уходит на экспорт через De Beers. А если Россия начнет сбывать его индусам, то De Beers потеряет существенную часть своего бизнеса. Реакция De Beers пока неизвестна: глава московского офиса Реймонд Кларк, подобно его российским коллегам, сейчас в отпуске.
Анастасия НАРЫШКИНА