|
|
N°26, 13 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мир на Амбоне
Молуккские христиане и мусульмане решили прекратить резню
Вчера с расположенных на востоке индонезийского архипелага Молуккских островов пришла весть о том, что лидеры конфликтующих христианской и мусульманской общин подписали договор о мире. Появилась реальная перспектива прекращения кровопролитного межконфессионального конфликта, унесшего более 5000 жизней. Этот прецедент обретает особую важность в свете обострившегося после событий 11 сентября 2001 года внимания человечества к непростым отношениям между мусульманами и последователями других религий.
Предыстория амбонской междоусобицы восходит к эпохе голландского колониального господства, когда принявшие кальвинизм молуккцы обрели привилегии, которых были лишены прочие индонезийцы. Кальвинисты получали бесплатное образование, их направляли на руководящие должности в другие регионы колонии и брали служить в колониальную армию. Вместе с голландцами амбонцы-христиане боролись против базировавшегося на Яве движения за независимость, после образования в 1949 году суверенной Индонезии они попытались образовать собственную Южно-Молуккскую республику, но потерпели поражение от войск Сукарно. Последствием разгрома стало бегство в бывшую метрополию тысяч амбонских христиан.
В 70-е годы началось переселение на Амбон искавших лучшей жизни индонезийцев-мусульман из других провинций страны. Вражда между пришельцами и аборигенами подспудно нарастала, но не прорывалась наружу -- президент Сухарто жесткой рукой наложил запрет на любые разговоры о религиозных и этнических различиях. Стараниями официальной пропаганды Амбон прослыл в Индонезии своего рода «витриной» межобщинной гармонии, за которой христиане и мусульмане копили недоверие и обиды друг на друга.
Ко времени падения режима Сухарто в мае 1998 года численность обеих общин на Амбоне (население 2,1 млн человек) была примерно одинаковой. Деморализованные военнослужащие утратили контроль над ситуацией, и она воспламенилась уже в декабре того же года от крошечной искорки -- дорожного происшествия, в котором столкнулись кальвинист и мусульманин. Спор перерос в массовые столкновения, а через месяц город Амбон, одноименный административный центр острова, стал ареной похожих на настоящую войну погромов. В 2000 году в конфликт вмешался многотысячный десант яванской исламской экстремистской организации «Ласкар джихад» (ЛД), руководство которой поставило перед собой цель довести число правоверных в 200-миллионной Индонезии с 85 до 100%. Деньги и оружие на борьбу с христианами выделили и структуры пресловутого Бен Ладена. В ответ кальвинисты сформировали «Южно-Молуккскую армию» (ЮМА) и потребовали независимости. В результате Амбон и ряд меньших населенных пунктов были практически стерты с лица земли. Боевики ЛД сожгли около 500 церквей, ЮМА ответила уничтожением десятков мечетей. Число спасавшихся от резни беженцев исчислялось сотнями тысяч.
Казалось, что конфликту уже невозможно положить конец. Однако теперь правительство сообщило, что обе общины «действительно хотят покончить с войной». В договор о мире, заключенный на соседнем острове Сулавеси, вошли положения о высылке боевиков ЛД, роспуске ЮМА, сдаче общинами всего оружия, организации ими совместных патрулей, возвращении беженцев, восстановлении разрушенных населенных пунктов и создании совместной комиссии, которая контролировала бы изложенные сторонами намерения. Главным для Джакарты является то, что если договор будет реализован, Амбон гарантированно останется частью охваченной сепаратизмом Индонезии. Это пока не относится к провинциям Ириан-Джая на западе острова Новая Гвинея и Ачех на севере острова Суматра, где продолжают бескомпромиссную борьбу за самоопределение папуасы-протестанты и исламские фундаменталисты.
Алексей Слободин