Обозреватель "Времени новостей" Михаил ВОРОБЬЕВ попросил независимых экспертов оценить эффективность антиинфляционных мер, предложенных правительством и Центробанком. А заодно дать свой прогноз инфляции на 2008 год.Леонид ГРИГОРЬЕВ, президент Института энергетики и финансов:-- Предложены две разные группы мер. Первая затрагивает микроуровень, область конкуренции. Про необходимость принятия мер, способствующих развитию конкуренции, экономисты говорили давно, и они совершенно правильные. Суть дороговизны продовольствия не в том, что дорого произвести, а в том, что посредники между производителями и рынками засели и грабят человечество.
Проблема демонополизации цепи поставок продовольствия очень важна для снижения продовольственной инфляции. Надо также вышибать очень дорогие ренты на рынке жилья. С цементом совсем просто. В этой отрасли очень высока монополизация. И при таком масштабе строительства, которое намечается в стране, конечно, никакого цемента не хватит. Надо строить цементные заводы, надо начинать завозить импортный цемент, что, кстати сказать, требует специальных вагонов.
Одним словом, в этом году акцент должен быть, безусловно, сделан на демонополизации товарных рынков. Сейчас крупные сети фактически вытеснили мелкие магазины, которых нет потому, что нет сетей, которые бы их снабжали. Ведь кто-то не может выйти на рынок только потому, что не может довезти товар. У нас не осталось дешевого продовольственного рынка, потому что его вымело. Впрочем, то, что происходит с рынком продовольствия, абсолютная классика -- это было во всех странах, а во многих по нескольку раз.
Что касается макроэкономических идей снижать инфляцию через таргетирование, то после того, как мы в прошлом году «взлетели» на 11,9% и с учетом мирового кризиса, давайте пока это отложим. Финансовые власти просто должны себя правильно вести. Если бы их монетарное поведение было неправильным, то в прошлом году инфляция была бы куда выше 11,9%.
Ярослав ЛИСОВОЛИК, главный экономист Deutsche Bank в России:-- Озвученные антиинфляционные меры входят в число первоочередных, с моей точки зрения, по борьбе с инфляцией. Недостаток конкуренции -- один из основных компонентов высокой инфляции. Отсюда вытекает необходимость борьбы с монополизмом, в том числе в регионах. Это до сих пор не задействованный ресурс. Пока на этом направлении очень мало сделано.
В то же время складываются все более благоприятные условия для перехода к более гибкому обменному курсу, и, на мой взгляд, ЦБ пока достаточно адекватно проводит политику перехода к такому режиму. Понятно, что переход займет определенное время. Если обменный курс более гибкий, то он становится более эффективным инструментом по борьбе с инфляцией.
То, что предлагает правительство, -- это совмещение монетарных и немонетарных методов борьбы с инфляцией. Это абсолютно правильно, потому что именно таков характер российской инфляции сегодня: она носит отчасти монетарный, отчасти немонетарный характер. Отсюда такой абсолютно адекватный набор мер. Тем не менее вписаться в прогнозные показатели инфляции в этом году -- 8,5% -- будет очень тяжело. Просто потому что прогнозные показатели очень амбициозные. Но, скажем, шанс снизить темпы инфляции до однозначных значений, то есть менее 10%, еще не потерян.
Игорь НИКОЛАЕВ, директор департамента стратегического анализа компании ФБК:-- Предложенные меры носят сугубо монетарный характер. Считаю, что мы по-прежнему идем по неверному пути. Предложенные же не монетарные меры не те, которые нужны. К тому же они остаются неприоритетными.
В чем стратегическая ошибка в борьбе с инфляцией? Когда делается упор на монетарные методы, подключить быстро в острые периоды другие меры, например по развитию конкуренции, очень сложно. Если бы приоритет был отдан именно развитию конкуренции, увеличению предложения товаров и услуг, при обострении ситуации можно было бы подключить меры монетарного характера. Тогда не было бы инфляционных взрывов, мы бы плавно снижали инфляцию до приемлемых уровней, к которым стремимся.
Что нас сдерживает в развитии конкуренции? По статистике Федеральной антимонопольной службы, 60% антиконкурентных действий предпринимают органы власти. С 1996 по 2005 год число антиконкурентных действий со стороны органов власти возросло в пять раз. За этот же период количество нарушений правил конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов увеличилось только на 10,5%. Вот болевая точка! Только не надо проводить кампании по примеру кампании по борьбе с административными барьерами. Этим надо заниматься постоянно и серьезно.
Таким образом, и стратегия борьбы с инфляцией неправильна, и в плане краткосрочного реагирования тоже не делается то, что надо. Заморозили цены, сейчас пролонгировали. Но зачем был нужен ускоренный рост тарифов естественных монополий? Причем сразу на три года. Если я оцениваю правительственные меры борьбы с инфляцией неверными, это значит, что они никоим образом не повлияли на мой прогноз инфляции в 2008 году -- 12--13%.
Андрей НЕЧАЕВ, президент Российской финансовой корпорации:-- Меры, которые были озвучены, если они действительно будут последовательно реализовываться, конечно, будут иметь антиинфляционный эффект. Разумеется, не в течение двух дней, а скорее всего в среднесрочной перспективе. Однако их, безусловно, необходимо дополнить мерами по улучшению предпринимательского климата, по проведению активной политики поддержки конкуренции. Отсутствие конкуренции -- главная беда нашей экономики. Это причина того, что у нас на рост денежного спроса нет адекватной реакции со стороны предложения, в результате чего растут цены.
Должна быть, условно говоря, антиинфляционная триада: монетарная политика, антимонопольная политика и политика по поддержке предпринимательства, прежде всего по поддержке малого и среднего бизнеса, который наиболее чутко реагирует на рынок.
По итогам этого года, думаю, рост цен будет измеряться двузначной величиной.