Американская авиастроительная корпорация Boeing распространила свой
ежегодный прогноз развития мирового рынка воздушных перевозок. В Москве его вчера представил публике вице-президент по маркетингу подразделения гражданских самолетов Boeing Рэнди Тинсет. По мнению г-на Тинсета и специалистов компании, в мировом масштабе отрасль ждет стабильный рост и радикальное обновление самолетного парка. А рынок России и других стран СНГ даже на этом фоне будет выделяться особо высокими темпами роста. Правда, удовлетворять свои потребности в воздушных судах постсоветские страны будут, по мнению экспертов Boeing, не силами местного авиапрома, а за счет
американской и западноевропейской авиатехники. Именно поэтому Boeing считает Россию очень перспективным для себя географическим рынком.
Оговорившись, что очень трудно спрогнозировать социально-экономическое развитие любой страны на 20 лет вперед и что прогноз по авиационному рынку еще будет непрерывно уточняться в каждом следующем ежегодном докладе, г-н Тинсет привел следующие ориентировочные цифры. Сегодня в России и других странах СНГ 21 авиакомпания эксплуатирует в общей сложности 136 самолетов производства американской корпорации. По расчетам экспертов Boeing, в период с 2007 по 2026 год компании СНГ приобретут 1060 воздушных лайнеров. При этом совокупная численность их воздушного парка возрастет не так уж сильно. Сегодня в регионе работает примерно 1400 лайнеров, а к концу двадцатилетия их станет 1670. Основная масса вновь приобретаемых самолетов пойдет на замещение тех, которые списываются из-за физического или морального старения. Причем если в категории региональных и среднемагистральных самолетов у России есть по крайней мере теоретическая возможность предложить замещение выбывающей техники более совершенным отечественным продуктом (разрабатываемые SSJ-100 и Ту-334, а также уже запущенные в серию Ту-204/214), то в классе широкофюзеляжных дальних самолетов у нее нет ничего своего, кроме Ил-96. Доклад Boeing отмечает эту машину как один из возможных вариантов обновления парка, однако подчеркивает, что ей придется конкурировать за бюджеты авиакомпаний-покупателей с несколькими западными машинами сходной или большей размерности, в том числе с перспективными семействами Boeing-787 и Airbus-350. Эти «противники» уже фактически относятся к другому поколению коммерческих авиалайнеров.
В целом стоимость более тысячи самолетов, которые будут приобретены компаниями СНГ до 2026 года, Boeing оценивает в 70 млрд долл. Это не так много по сравнению с общим мировым объемом рынка авиалайнеров за тот же период -- 28 600 самолетов общей стоимостью 2,5 трлн долл. Тем не менее г-н Тинсет подчеркнул вчера исключительную важность рынка России и СНГ для его компании, пояснив, что опубликованные прогнозы являются «консервативными». Но Boeing не исключает, что в реальности спрос на современные самолеты в этой части света окажется еще выше.