Вчера днем жители многих польских городов вздохнули с облегчением. Водители большегрузных автомобилей объявили об отказе от блокады автодорог, которую они намеревались ввести в ответ на
продолжавшуюся неделю забастовку таможенников на восточной границе Польши. Эта граница является рубежом Евросоюза, а с 21 декабря 2007 года -- еще и шенгенской зоны. Движение грузового автотранспорта практически замерло на всех переходах с Украиной, Белоруссией и Калининградской областью. На некоторых направлениях пробки вытянулись до 40 км. Дальнобойщики были уже на пределе. У двоих нервы не выдержали -- стояние в очереди для них закончилось летальным исходом.
Таможенники требовали повышения зарплаты на 600 долл. и изменения закона о таможенной службе в части, предусматривающей немедленное увольнение при обвинении в коррупции. Используя «итальянский метод», они уходили в отпуска или брали освобождения по состоянию здоровья, поскольку закон запрещает им бастовать. Разрядить конфликт взялись высшие правительственные чиновники. Премьер-министр Дональд Туск сам поехал на восток страны, в Бялу-Подляску, на встречу с забастовочным комитетом. Во вторник и среду переговоры продолжились в Варшаве. Правительство обещало внести предложения по изменению закона, но требование повышения зарплаты удовлетворило только на треть. Стороны разошлись ни с чем. В печати появились сообщения, что не исключены силовые меры.
Заложниками противостояния правительства и таможенников оказались тысячи водителей. Они начали перекрывать автомагистрали, угрожая превратить эти действия в масштабную акцию. Но вчера стало известно, что на восточной границе значительно улучшилась ситуация и практически на всех погранпереходах таможенники вышли на работу. В ответ Общепольский союз работодателей большегрузного транспорта принял решение отказаться от блокады автодорог.
Гигантские очереди трейлеров пришли в движение, но для того, чтобы оформление таможенных формальностей пришло в норму, потребуется несколько дней. Вице-премьер и министр внутренних дел Гжегож Схетына заверяет, что после наведения порядка на прохождение границы и оформление документов понадобится два-три часа. Таможенникам будут теперь помогать сотрудники пограничной службы, но у них полномочия на обслуживание только пустых фур, которых в очередях меньше.
Пострадавшие от забастовки таможенников всерьез начинают рассматривать вопрос о компенсации за простои и моральный ущерб. К примеру, только профсоюзы польских перевозчиков оценивают потери в десятки миллионов евро. Счета польскому правительству собираются предъявить транспортные фирмы Украины и Белоруссии.