|
|
N°26, 13 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тяжкие долги рыболовов
1,5 млрд долларов ушли в море
Счетная палата на днях обратилась в Генеральную прокуратуру и правительство с заявлением, что в ближайшее время Россия может лишиться 700 млн долларов. Именно такую сумму правительство обязано выплатить западным банкам по долгам, наделанным больше десяти лет назад различными структурами под госгарантии. На эти деньги власти собирались почти полностью обновить рыбопромысловый флот России, однако в результате применения хитрых схем корабли достались частным структурам, а долги остались у государства. В МВД РФ, впрочем, подобные сообщения новостью не стали -- его сотрудники по всем этим делам уже давно ведут расследования и полагают, что реально России грозит потеря от рыболовецкой аферы около 1,5 млрд долларов.
Как рассказали газете «Время новостей» в МВД, руководство СССР еще в 1988 году задумало обновить весь рыбопромысловый флот. Тогда же было принято решение взять под госгарантии кредиты в ряде банков Германии и Испании, построить в этих же странах суда и передать их в аренду советским предприятиям. Уже в 1989 году Министерство рыбного хозяйства через две свои «дочки» (внешнеторговое объединение «Соврыбфлот» и офшорную фирму «Фалькон Шиппинг Компани») создало совместное предприятие (СП) «Рыбкомфлот». В обязанности последнего входили все операции по получению западных денег и распределению кораблей. Уже спустя год «Рыбкомфлот» умудрился под гарантии Минрыбхоза взять кредиты на 865 млн долларов в банке Kreditanstalt fuer Wiederaufbau (Германия), а также в испанских банках -- «Эстероид» и Испано-Американский банке. Впрочем, суммы пошли не напрямую СП, а в пять созданных им офшорных фирм -- Bergen Industrials and Fishing Corporation, Pythagoras Shipping Corporation, Rider Shipping Corporation, Bering Trawlers Ltd, Ohodsk Fishing Company Ltd. На кредиты эти фирмы построили 72 рыбопромысловых и 15 транспортных судов, которые были переданы различным российским предприятиям.
Те же должны были отдавать по плану значительную часть своей продукции до тех пор, пока не окупят стоимость кораблей. Некоторые судовладельцы так и делали, только вот, по данным МВД РФ, до западных банков-кредиторов суммы не доходили. Часть их, как полагают сыщики, оседала в тех самых пяти офшорах, за которыми официально и числились корабли, другая оставалась у «Рыбкомфлота». Более плотно занявшись последней структурой, МВД РФ возбудило против ее бывших руководителей уголовное дело.
Как выяснили сыщики, еще в начале 90-х годов один из государственных учредителей «Рыбкомфлота» -- предприятие «Соврыбфлот» -- было акционировано, а его доля акций в СП (65,3%) передана другим госструктурам: Камчатскому управлению тралового флота, «Камчатколхозобъединению» и Владивостокской базе тралового флота. Эти судовладельцы тоже позже ушли из СП, а взамен их в «Рыбкомфлот» должны были прийти другие государственные структуры, которым бы и перешел крупный пакет акций. Однако, как установило МВД РФ, ныне уже бывшие руководители «Рыбкомфлота» ввели в предприятие некую частную фирму «Рифер», которой после сложных манипуляций и досталось 65,3% акций государства. Таким образом, власти полностью потеряли контроль и над СП, и над 87 судами, но все долги перед западными банками достались правительству России. Дело в том, что, не получая никаких выплат, испанские и германские банки подняли скандал и во время переговоров по урегулированию задолженности бывшего СССР в рамках требований Парижского клуба все «корабельные» долги были признаны государственными долгами России. А с учетом пени на данный момент они составляют 1,5 млрд долларов.
Что касается самих кораблей, то с ними на данный момент происходит полная неразбериха. Официально они записаны на те самые пять офшорных фирм, но четыре из них, за исключением Bergen Industrials and Fishing Corporation, давно ликвидированы. Однако и последняя структура никак не может получить хоть какие-то деньги с части предприятий, получивших корабли в аренду. Например, «Дальморепродукту» досталось 14 судов, а взамен он не перечислил почти ничего. В конце прошлого года Высокий суд Лондона обязал «Дальморепродукт» вернуть все корабли Bergen, но сделать это сложно -- часть из них находится под арестом в иностранных портах. Если же вспоминать об исчезнувших офшорных фирмах, то недавно государство в счет погашения обязательств Rider Shipping Corporation отдало западным банкам 115,5 млн долларов, а в скором времени должно выплатить за Pythagoras Shipping Corporation 76 млн долларов. А время возврата основных долгов по кредитам еще впереди.
Александр ШВАРЕВ