Эпопея с приглашением на грядущие президентские выборы международных наблюдателей подходит к своей кульминации. Центральная избирательная комиссия уже направила соответствующие приглашения зарубежным организациям, часть из которых уже проявила первые признаки недовольства предлагаемыми условиями. Российские власти упорно не хотят, чтобы наблюдателей было много и чтобы они следили за избирательной кампанией, а не только за участками в день выборов.
Этот увлекательнейший сюжет завязался еще прошлой осенью, во время парламентской кампании, когда было объявлено о резком
сокращении контингента международных наблюдателей. В 2003 году парламентские выборы в России «мониторили» 1163 посланца из разных стран и организаций, в 1999 году -- 1185. А на голосование 2 декабря было приглашено всего порядка 350 человек. В результате буквально за пару недель до дня голосования
разразился самый настоящий скандал: Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ отказалось присылать своих наблюдателей, мотивируя это тем, что их якобы пригласили слишком поздно,
а российская сторона нарочно затянула процесс выдачи виз.
В президентскую кампанию Центризбирком, видимо, решил загодя пресечь все разговоры о несвоевременных приглашениях. Процесс было решено сделать максимально открытым -- во всяком случае внешне. В понедельник, 28 января, на рядовой пресс-конференции Владимира Чурова журналисты были немало удивлены, когда глава ЦИК в ответ на простой вопрос иностранного корреспондента о международных наблюдателях эффектным жестом извлек из-под стола толстую пачку бумаг. «Сейчас я прямо на ваших глазах подпишу приглашения!» -- провозгласил г-н Чуров. Остаток мероприятия он украшал документы своим автографом, попутно рассказывая, что волеизъявлением россиян 2 марта будут любоваться около 350 иностранных наблюдателей.
Часть наблюдателей приглашают Госдума и Министерство иностранных дел. Самые крупные миссии предлагается направить БДИПЧ и Исполнительному комитету стран СНГ -- по 70 человек, 30 мандатов -- квота для ПАСЕ, Парламентской ассамблеи ОБСЕ, Парламентской ассамблеи СНГ и Шанхайской организации сотрудничества.
Однако БДИПЧ опять оказался недоволен предлагаемыми условиями. Директор бюро Кристиан Штрохал на днях обратился к г-ну Чурову с письмом, в котором настаивает на необходимости для аналитиков получить визы и аккредитацию для работы в сроки, установленные самим бюро, а не Центризбиркомом. Г-н Штрохал хотел бы направить в Россию первую группу экспертов уже на следующей неделе, чтобы иметь «возможность осуществлять наблюдение в течение почти трех недель» до даты голосования.
Реакция последовала незамедлительно: член ЦИК Эльвира Ермакова в эфире «Голоса России» заявила, что законом «предусмотрено наблюдение за решающими моментами выборов, за определением их результатов, наблюдатели приезжают накануне дня голосования». «Но такого, чтобы за год до выборов приезжать наблюдать, никогда не было», -- сказала она. Очевидно, словосочетание «за год» было в устах г-жи Ермаковой всего лишь выразительной гиперболой, ведь Кристиан Штрохал просил для мониторинга не год и даже не месяц, а только три недели.
Вчера пресс-служба Центризбиркома распространила заявление члена комиссии Игоря Борисова, курирующего в ЦИК международное направление. Он в самых политкорректных выражениях обещает создать наблюдателям БДИПЧ «все необходимые условия, в том числе и по срокам пребывания». Однако в письме отмечается, что «Россия была и остается суверенным государством и вправе определять модальность и формат мониторинга на своей территории». Очевидно, этот пассаж следует расценивать как отказ Кристиану Штрохалу в просьбе допустить европейских экспертов к мониторингу за три недели до выборов. «Я знаю много международных организаций, специализирующихся на защите избирательных прав, которые получают приглашение за одну-две недели до дня голосования, -- пояснил г-н Борисов корреспонденту «Времени новостей». -- Только у БДИПЧ во внутренних документах указаны сроки приглашения, которые, во-первых, не согласованы с государствами -- участниками ОБСЕ, и во-вторых, не являются обязательными. Это рекомендательная норма для тех стран, которые вступают на путь демократического развития и приглашают общеевропейскую организацию для оказания содействия по развитию электоральных процедур у себя в стране». По словам Игоря Борисова, именно в такие страны недоразвитой демократии за полгода направляется миссия по оценке потребностей, а также долгосрочная и краткосрочная миссия наблюдения. «В современных европейских государствах БДИПЧ никогда не отрабатывает полный полугодовой наблюдательный цикл, рассчитанный на построение демократии с нуля», -- подчеркнул представитель Центризбиркома. Иными словами, российская сторона считает, что отечественная демократия уже возмужала и Западу не нужно "водить ее за ручку", как азиатские и африканские государства.
Что же до письма Кристиана Штрохала, то, как заявил вчера заместитель председателя ЦИК Станислав Вавилов, на него «уже готовится ответ». «Они настаивают на увеличении количества членов миссии, мы говорим -- обоснуйте». Реплика несколько странная, ведь камнем преткновения стало не столько число мандатов для наблюдателей, сколько период наблюдения.
Судя по всему, Центризбирком вознамерился затянуть дипломатический обмен любезностями на как можно более долгий срок, пока прения по поводу сроков наблюдения не потеряют всякий смысл. Произойдет это очень скоро, ведь пресс-секретарь БДИПЧ Кертис Бадден уже заявил, что бюро может «отказаться от наблюдения за выборами в России», если первой группе экспертов не разрешат въехать в страну на следующей неделе. А именно это и должно произойти. Так что БДИПЧ с большой долей вероятности будет снова бойкотировать российские выборы.
Центризбирком это вряд ли расстроит, ведь с европейскими наблюдателями то и дело возникают проблемы. После голосования на думских выборах 2 декабря 2007 года ЦИК пришлось реагировать на скандальное «письмо двадцати трех»: эксперты из миссий ПАСЕ и Парламентской ассамблеи ОБСЕ назвали российское волеизъявление несправедливым. Это мнение не было официальным заключением, однако осадок остался. Значительно лучше ведут себя наши товарищи по "суверенной демократии" из СНГ и стран Шанхайской организации сотрудничества, которые никогда не усматривают в организации российских выборов «системных недостатков». Их-то в ЦИК и выводили под телекамеры 2 и 3 декабря, вместе с отдельными лояльными европейцами и американцами, которых приглашали российские организации. Видимо, нашей развитой демократии похвалы нужнее, чем независимые экспертные оценки. Косвенно об этом свидетельствуют и высказывания Владимира Чурова. «Вы когда зовете к себе гостей, сами назначаете, когда и кому приходить», -- этой фразой глава ЦИК на днях приравнял мониторинг выборов к дружескому визиту на чашку чая.