Действие соглашения о фиксации цен на социально значимые продукты продлено до 1 мая
Новое соглашение о стабилизации цен на социально значимые продукты подписали вчера в Министерстве сельского хозяйства производители и крупные сетевики. Перечень товаров, на которые буду заморожены цены, не изменился. Пересмотрен лишь уровень фиксации цен. До сегодняшнего дня цены были зафиксированы на уровне 15 октября 2007 года. Уже с утра 1 февраля ставшие привычными цифры ценников на молоко, хлеб и масло могут измениться. При этом максимальная наценка ритейлоров на эти продукты не должна была превышать 10%. Вчера цены были заморожены по состоянию на 28 января 2008 года. Про максимальную торговую наценку вчера никто из участников соглашения так и не сообщил.
Раздражающие потребителей скачки цен на продукты начались еще весной прошлого года. Сначала ажиотаж у прилавков вызвало подорожание соли, затем -- сахара, а в середине лета начали расти цены на хлеб. Увеличение стоимости зерна повлияло на ценообразование в животноводстве и птицеводстве. В попытках остановить рост цен правительство начало обсуждать возможность осуществления зерновых интервенций и введения экспортной пошлины на вывозимое зерно. Идея замораживания цен поначалу казалась утопической. Однако уже к середине осени «привет из советского прошлого» стал реальностью. Правительство пошло на добровольно-принудительную заморозку цен на фоне галопирующей продовольственной инфляции.
Новый договор о стабилизации цен подписали «Юнимилк», «Вимм-Билль-Данн», Росптицесоюз, Агропромсоюз, Молочный союз России, Масложировой союз, торговые сети "Ашан", Metro Cash & Carry, "Копейка", Billa, X5 Retail Group, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ). Перечень товаров, на которые будут заморожены цены, не изменился. По-прежнему в него входят пшеничный и ржаной хлеб, молоко не менее 1,5% жирности, кефир не менее 1%, подсолнечное масло и куриные яйца. При этом фиксированные цены будут действовать в отношении только определенных артикулов товара, а не всего ассортимента перечисленных продуктов. Так что потребителю среди пачек масла разных сортов нужно еще выбрать именно то, на которое действует ограничение по розничной цене. Тем более ничего не мешает продавцам компенсировать упущенную выгоду по «социальным» продуктам за счет повышения цен на товары, не входящие в этот перечень.
Как долго цены будут сдерживаться на социальном уровне, в правительстве пока не загадывают. Очевидно, что «разморозка» состоится не ранее мая, но как будут вести себя к тому моменту цены, предсказать трудно. Весенние месяцы традиционно несут в себе «инфляционную угрозу»: нового урожая еще нет, а старые запасы плодоовощной продукции заканчиваются. Чем дольше сдерживаются цены, тем большим может быть их скачок. А он наверняка произойдет после полугодового искусственного сдерживания, ведь затраты на производство социально значимых продуктов за время «заморозки» выросли.