Вчера российское правительство на своем заседании рассматривало главную экономическую проблему современности --
борьбу с ростом цен. «В течение трех лет мы должны прийти к таргетированию инфляции и плавающему валютному курсу», -- сказал вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин после заседания правительства, рассмотревшего план антиинфляционных мер, предложенных Минфином, Центробанком и Министерством экономического развития. Причем дал понять, что политическая составляющая работы кабинета в связи с двумя федеральными выборными кампаниями подходит к финалу и правительству пора всерьез заняться своим главным делом -- экономикой. Главный финансист страны напомнил, что на конец января, еще по неполным данным, инфляция составила целых 2,2% (это четверть годового прогноза). Переход к таргетированию инфляции, если он состоится, на простом языке означает, что монетарные власти будут отвечать за непревышение прогнозного роста цен как за конечную цель своей работы. А переход к плавающему валютному курсу, то есть отказ от искусственного сдерживания укрепляющегося рубля, должен помочь в борьбе с ростом цен. По расчетам ЦБ, укрепление номинального курса рубля на 1% дает замедление темпов инфляции на 0,3%.
Если исходить из заявлений г-на Кудрина, прослеживается довольно простодушная мысль. Мол, бюджетная оплата предвыборных нужд закончена, переходим к штатному финансированию -- без дополнительных, незапланированных расходов. Главный финансист страны всегда считал, что инфляция -- это приоритет экономической политики. Вчера он в очередной раз печально, но гордо произнес: «Инфляция -- это полная, стопроцентная ответственность правительства. И если у правительства есть политическая воля, то мы должны строго держать себя в рамках бюджета». А в конце вдруг покаялся: «Государство сыграло навстречу инфляции, увеличив социальные расходы».
«Таргетирование -- это целевое поведение финансовой и в целом исполнительной власти. Мы жестко привязаны к одному показателю -- инфляции. Поставили 8,5% годовых и не можем отступать. Нельзя сказать, что мы раньше не писали в своих планах о таргетировании. Но вот так четко на первое место не ставили», -- пояснил «Времени новостей» высокопоставленный источник в правительстве. Правда, сейчас вопрос в том, насколько с автором идеи согласятся его коллеги. Премьер Виктор Зубков считает, что пока в товарищах (даже внутри финансово-экономического блока) согласья нет. «Минфин, Центральный банк и Минэкономразвития имеют различные подходы к оценке влияния различных факторов на рост цен, их вклада в инфляцию», -- заявил глава правительства на заседании кабинета. По его словам, «ни одно из вышеперечисленных ведомств не представило достаточно конкретных, внятных предложений о мерах, способных сохранить инфляцию в заданных параметрах в условиях запланированного роста тарифов на услуги естественных монополий».
Г-н Зубков очень боится, что дополнительные социальные выплаты, производимые сегодня правительством, с легкостью может «съесть инфляция». А потому он призвал коллег «преодолеть разобщенность». Премьер надеется, что это удастся сделать как раз г-ну Кудрину в качестве главы созданной неделю назад антиинфляционной рабочей группы. Ее окончательный состав в ближайшие дни должен быть представлен премьеру на утверждение. После чего группа в месячный срок должна будет разработать антиинфляционную программу с целевыми показателями и сроками исполнения, с расписанными рисками и т.п.
Группе Кудрина предстоит увязать все: монетарные меры с немонетарными, госрегулирование со свободой рынка, мониторинг внешних заимствований с аппетитами госкомпаний (кстати, министр финансов сообщил, что в 2007 году госкомпании позаимствовали за границей 30 млрд долл., и ему «странно среди заемщиков было встретить Россельхозбанк, ВТБ, Сбербанк, "Роснефть" и "Газпром»), антимонопольный курс с доминированием естественных монополий. В общем, ужа с ежом.
Сам г-н Кудрин продолжает считать, что главное -- монетарное сдерживание инфляции. На его взгляд, «80% нагрузки по сдерживанию роста потребительских цен ляжет на ЦБ». «Здесь возможно и укрепление рубля. Но ЦБ уверен, что ситуация в нынешнем году лучше, чем в прошлом. Не ожидается такого сильного притока капитала и роста цен на нефть», -- заметил главный финансист. Он привел цифры в подтверждение своей монетарной версии борьбы с инфляцией. В 2007 году вместо плановых 15 млрд долл. приток капитала составил в чистом виде (сальдо) 82 млрд. А денежная масса приросла вместо 29% на 47%. «Мы бы еще выдержали 35%, но не столько», -- посетовал г-н Кудрин. И привел пример Китая, который не позволяет себе выходить за 10--18% годового прироста денежной массы.
Нельзя сказать, чтобы МЭРТ как-то особо противоречил главному финансисту. Выступивший на заседании кабинета заместитель министра экономического развития Андрей Белоусов назвал «три кита, на коих должна покоиться инфляция»: удержание монетарного влияния, удержание цен на социально значимые товары, цемент и удобрения, а также создание условий для роста товарного производства, поддержка АПК. У главы Центробанка Сергея Игнатьева свое «трио»: валютный курс, процентная ставка и нормативы обязательного резервирования. Все это г-н Кудрин, как глава антиинфляционного штаба правительства, теперь должен отдирижировать к 1 марта.
Прибавка к инфляцииБолее 50 млн россиян получат прибавку к социальным выплатам, пособиям и заработной плате. Это предусмотрено обсуждавшимися вчера на заседании правительства мероприятиями по повышению отдельных видов социальных выплат, денежного довольствия и пенсий военнослужащих и зарплаты бюджетников.
О прибавках после заседания кабинета министров журналистам рассказала министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова. По ее словам, с 1 февраля 2008 года предусмотрено увеличить фонд оплаты труда работников бюджетной сферы, оплачиваемых на основе единой тарифной сетки (ЕТС), на 14%, а также на 9% индексировать денежное содержание государственных гражданских служащих, оклады по воинской должности и пенсии военнослужащих. Для федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, в том числе пенсионеров, будет проведена дополнительная индексация на 9% с 1 октября 2008 года. Дополнительные бюджетные ассигнования на эти цели в объеме 101,8 млрд руб. предусмотрены в проекте уточненного федерального бюджета на 2008 год и на плановый период до 2010 года. Г-жа Голикова отметила, что федеральный бюджет окажет финансовую поддержку в повышении зарплат бюджетникам тех субъектов РФ, которые не смогут изыскать собственные средства. На дотации регионам в федеральном бюджете зарезервировано 16,3 млрд рублей.
Правительство РФ одобрило также увеличение с 2008 года минимального размера пособия по уходу за ребенком работающим женщинам -- до 1627,5 руб. в месяц (с 1500 руб. в 2007 году) на первого ребенка и до 3255 руб. (с 3000 руб. в 2007 году) на второго и последующих детей. При этом максимальный размер пособия будет установлен в размере 6510 руб. Размер пособия для неработающих женщин будет равен минимальному размеру пособия для работающих женщин.
Как сообщила г-жа Голикова, в 2009--2010 годах размеры пособия будут увеличены с учетом прогнозируемого темпа роста потребительских цен (соответственно на 6 и 7%). С учетом прогнозируемого роста рождаемости и увеличения масштабов приема детей-сирот на воспитание в семью единовременное пособие при рождении ребенка и единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в 2008 году получат около 1,6 млн родителей. Размер этих пособий увеличится в текущем году до 8680 руб. (с 8000 руб. в 2007 году). Около 550 тыс. беременных женщин, вставших на учет в медицинские учреждения в ранние сроки, получат единовременное пособие в размере 325,5 тыс. руб. В таком же размере будет установлено пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации.
"Время новостей"