Время новостей
     N°12, 30 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.01.2008
Шоу лузеров
Предвыборные теледебаты интересны только аутсайдерам президентской кампании
Драгоценные минуты телеэфира, отведенные законом для бесплатной агитации, поделили между собой претенденты на президентский пост. Жеребьевку по распределению эфира провела вчера Центральная избирательная комиссия. Глава ведомства Владимир Чуров на мероприятии отсутствовал, поэтому процессом руководила председатель комиссии по информационным спорам, член Центризбиркома Майя Гришина. Всего государственные телеканалы ОРТ, РТР и «ТВ-Центр» выделили кандидатам для нахваливания самих себя 42 часа эфира. По закону половина этого времени отводится на дебаты, треть -- на саморекламу участвующих в выборах партий, а остаток идет на предвыборные ролики кандидатов.

Наибольший интерес вызвало время выхода дебатов в эфир: политики уже не один избирательный цикл жалуются на то, что телекомпании показывают споры о судьбах отечества в крайне неудобное для электората время. Правда, аполитичный электорат это вполне устраивает -- он предпочитает другие развлечения. По сравнению с парламентской кампанией, в сетке вещания, посвященного президентским выборам, особых перемен не произошло. На ОРТ политические баталии будут показывать по вторникам, с семи до восьми утра по местному времени, причем в прямом эфире ими доведется любоваться только жителям Дальнего Востока. Всем остальным достанется тщательно отсортированная запись. На РТР прения развернутся по четвергам в 11 часов вечера, а на «ТВ-Центре» -- с 17.45 до 18.15. Таким образом, дебаты выходят на экраны как раз в то время, когда большинство избирателей страны или готовятся к выходу из дома, или еще не вернулись с работы. Тем не менее Майя Гришина почему-то заявила, что эти временные отрезки, по мнению экспертов медийного сообщества, соответствуют понятию прайм-тайма.

У самих кандидатов претензий по поводу отведенного для теледебатов эфирного времени также не нашлось. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, никогда не упускающий возможности покрасоваться перед камерами, рад любому эфиру. Глава Демократической партии Андрей Богданов уповает на то, что, как он заявил корреспонденту «Времени новостей», его целевой электорат работает, и «совершенно нормально перед работой в семь утра посмотреть дебаты». У вождя КПРФ Геннадия Зюганова пока нет времени анализировать сетку вещания: он раздумывает, не отказаться ли ему вообще от прилюдных дискуссий. Окончательное решение будет принято 31 января. А фаворит нынешней избирательной гонки, первый вице-премьер Дмитрий Медведев по традиции еще со времен парламентских выборов 2003 года от дебатов отказался. Впрочем, от дебатов отказывался еще Борис Ельцин -- так что в этом смысле нынешние российские власти являются наследниками 90-х.

«Наш кандидат работает, ездит по регионам, встречается с людьми, решает конкретные проблемы, и это более правильно по отношению к избирателям, в отличие от того, когда все пытаются свести к дебатам», -- так объяснил решение г-на Медведева секретарь президиума политсовета «Единой России» Вячеслав Володин, являющийся доверенным лицом главного претендента на пост президента. По его словам, выдвиженец партии власти не станет «загораживаться от людей студиями», а вместо этого «пойдет в народ» и сделает ставку на «личные встречи с представителями разных слоев населения». При этом г-н Володин не упустил случая все же бросить камень в «проклятые девяностые», сказав, что «форма дебатов была придумана в 90-е и теперь дискредитирована теми, кто ее тогда предлагал». Правда, согласно данным «Левада-Центра», 73% избирателей все же хотели бы, чтобы кандидат от партии власти тоже поучаствовал в теледебатах (исследование было проведено 18--22 января 2008 года в ряде регионов страны, опрошено 1600 респондентов, статистическая погрешность не превышает 3%). И возможно, они все равно увидят его в числе участников. Правда, мистическим образом. Прецедент есть: ноябрьские опросы ВЦИОМ (выборка и статпогрешность те же, что у «Левада-Центра») показали, что 69% электората сочли победительницей предвыборных теледебатов не участвовавшую в них «Единую Россию».

«У нас дебаты неинтересны публике, так сложилось еще с 1991 года, когда от них отказался Борис Ельцин, -- такое мнение в беседе с корреспондентом «Времени новостей» высказал заместитель генерального директора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. -- Также у нас нет традиции придания дебатам большого значения, как в Америке, где это огромное шоу, которое смотрит вся страна, а его результаты могут повлиять на исход голосования. Для дебатов нужно два-три кандидата с общенациональной известностью и примерно равными шансами на победу, нужна реальная политическая конкуренция и интрига. А в наших условиях участие в дебатах выгодно прежде всего аутсайдерам, которые повышают свою узнаваемость, появляясь на экране рядом с раскрученными фигурами».

Тем не менее аналитик считает, что нельзя совсем отменять дебаты как вид агитации: «Будет трудно потом вернуть их обратно, когда конкуренция в политике все-таки появится». С этим мнением оказался солидарен и Вячеслав Володин. Он отказался от предложения корреспондента «Времени новостей» провести через Госдуму закон об упразднении «дискредитированных» дебатов, сославшись на то, что у каждого политика должно оставаться право выбора.

Наталья РОЖКОВА
//  читайте тему  //  Выборы в России