|
|
N°12, 30 января 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Гайдаем «кормились», он делал кассу...»
Мы публикуем фрагмент интервью, которое Лариса МАЛЮКОВА взяла у Нины ГРЕБЕШКОВОЙ, вдовы Гайдая, более десяти лет назад.
-- Как складывался эзопов язык, который существовал и в диалогах ранних гайдаевских картин, и в песнях: про зайцев, про остров невезения, про медведей?
-- К этому авторы стремились, мучительно подыскивали нужные слова. А Гайдай хотел еще непременно «заострить». К примеру, в создании песни про зайцев принимали участие все: Слободской и Костюковский, Юра Никулин. Результат оказался желанным -- острая песня, и непонятно, к чему придираться.
-- Неужели так легко проскакивало в Госкино это мягкое свободомыслие, ведь там сидели асы, находившие «черных кошек» в каждом фильме?
-- Гайдаем «кормились», он делал кассу. Зашел как-то он в кинотеатр. Огромная премьерная афиша «Ленин в Польше», а в кассе на всех киносеансах «Кавказская пленница», и лишь на одном -- «Ленин в Польше». Так кинотеатры выполняли план.
-- А что случилось с первой гайдаевской картиной «Жених с того света»?
-- Это был полнометражный фильм с Пляттом, Вициным. Всем понравилось страшно, все радовались, смеялись. Но новый министр Михайлов назвал фильм пасквилем на советскую действительность.
-- Подобная угроза значила в то время конец карьеры...
-- А Гайдаю и перестали давать картины. А «Жениха...» обкорнали, превратив в короткометражку, выпотрошив все смешное, сохранив лишь сюжетную схему.
-- Никогда не возникало идеи восстановить фильм?
-- Нет, это был пройденный этап. Вот вспомните его знаменитую «троицу»: Трус, Бывалый и Балбес. Они в «Кроссе», «Самогонщиках», «Операции «Ы» и «Кавказской пленнице». Но Леня не хотел эксплуатировать «троицу» постоянно. И когда его соавторы решили и дальше качать эту золотую жилу, отказался. Его воображение уже целиком занял комедийный положительный герой.
-- Шурик -- герой почти лирический, новый для эксцентрической комедии. Но с «Кавказской пленницей» и Шурик остался в «пройденном этапе». Мне кажется, новый герой, сыгранный Никулиным, оказался более объемным, с большей палитрой красок.
-- Гайдай любил Юру бесконечно, знал ему цену, считал, что Никулин может все. Ведь Леня предложил сыграть ему и Грозного в «Иване Васильевиче...». Кстати, Юра и похож на него, во всяком случае на портрет, опубликованный в «Науке и жизни».
-- Никулин отказался?
-- Может быть, я ошибаюсь, но ведь это же был Булгаков, и не всякий хотел работать «на полку».
-- Актеры Гайдая рассказывают о бесконечном доверии режиссера к ним, которое порой, кажется, их обескураживало.
-- Он делал необходимые дубли, а потом предлагал исполнителю: «Что ты еще хочешь?» Текст кончался, но Гайдай не останавливал камеру и расстраивался, если актер замолкал. Он уже был зрителем и не хотел прекращать удовольствие.
|