Время новостей
     N°12, 30 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.01.2008
РУСАЛ остался первым
Компания Олега Дерипаски готовится снижать издержки
Объединенная компания «Российский алюминий», похоже, закрепила за собой лидирующие позиции в мире. По мнению экспертов, прошедший год был достаточно успешным для компании, однако теперь алюминиевую отрасль в целом ждут не самые лучшие времена.

Объединенная компания, образовавшись в марте прошлого года путем слияния алюминиевых и глиноземных активов РУСАЛа, СУАЛа и трейдера Glencore, стала естественным претендом на лидерство в мировой алюминиевой отрасли. Однако в конце прошлого года слияние мировых алюминиевых гигантов Rio Tinto и Alcan привело к возникновению нового крупного игрока с совокупным объемом производства алюминия на уровне 4,3 млн тонн в год. Многие эксперты рынка стали связывать намерение РУСАЛа купить блокирующий пакет акций «Норникеля» (сделка находится в стадии согласования с антимонопольными органами семи стран) именно с нежеланием г-на Дерипаски сдавать лидирующие позиции.

Однако производственные и финансовые результаты компании за 2007 год еще раз показали, что пальма первенства в мировой алюминиевой отрасли по-прежнему находится у России. «Нам удалось менее чем за шесть месяцев осуществить процесс интеграции производственных активов в рамках объединенной компании и добиться серьезного роста производственных и финансовых показателей, закрепив за собой статус крупнейшего в мире производителя алюминия и глинозема, -- приводит компания слова генерального директора РУСАЛа Александра Булыгина. -- Этот результат стал возможным благодаря успешному завершению крупных проектов по запуску новых мощностей, таких, как Хакасский алюминиевый завод, и модернизации существующих предприятий, включая строительство двух новых корпусов на Иркутском алюминиевом заводе». Кроме того, как отметил г-н Булыгин, в этом году компания приступила к строительству Тайшетского и Богучанского алюминиевых заводов и развитию своей энергетической базы.

Г-н Булыгин сказал «Времени новостей», что «компания ищет возможности по производству собственной электроэнергии для снижения себестоимости продукции». «Мы рассматриваем все возможности для развития энергетической базы: в области атомной энергетики -- на Дальнем Востоке, в Саратовской области. В части использования угля речь идет о совместном предприятии в Казахстане. В обеспечении собственными гидроресурсами нам поможет Богучанская ГЭС, запуск первой очереди которой запланирован на 2009 год», -- отметил он.

В то же время наступивший год компания характеризует как непростой для отрасли. Ухудшение ситуации РУСАЛ связывает со снижением потребительского спроса в США в условиях ожидаемой рецессии, а также уменьшением конкурентоспособности импортных товаров на американских рынках в результате ослабления доллара. «Это окажет отрицательное влияние на внутренний спрос на алюминий и импорт товаров, что может привести к снижению спроса на алюминий со стороны крупнейших торговых партнеров США», -- говорится в сообщении компании. Кроме того, рост цен на энергоносители будет в течение года, по мнению РУСАЛа, оказывать негативное влияние на рост издержек производства алюминиевых компаний, снижая их рентабельность. Однако возможное превращение Китая в нетто-импортера, а также увеличение стоимости электроэнергии и сырья, капитальных затрат при строительстве алюминиевых заводов, ужесточение требований экологического законодательства должны обеспечить рост спроса на алюминий, который составит не менее 7--8% в год. В этих условиях одной из приоритетных задач для компании, говорят ее представители, станет дальнейшая работа по оптимизации издержек.

По словам г-на Булыгина, менеджмент компании уже начал развивать ее как диверсифицированную горно-металлургическую корпорацию, которая войдет в пятерку мировых металлургических гигантов. Этому во многом может помочь сделка РУСАЛа по приобретению 25% плюс одной акции «Норникеля». В случае ее реализации позиции компании как мирового лидера алюминиевой отрасли значительно укрепятся.




РУСАЛ увеличил в 2007 году консолидированную неаудированную выручку, рассчитанную по стандартам US GAAP, на 11% по сравнению с 2006 годом, до 14,3 млрд долл. Выручка от реализации продукции за рубежом в 2007 году выросла на 9,7%, до 10,5 млрд долл., доходы от реализации продукции на внутреннем рынке -- на 14,9%, до 3,8 млрд долл. Общий объем инвестиций компании в прошлом году вырос на 45%, до 2,9 млрд долл. При этом объем инвестиций в модернизацию, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение производственных мощностей составил более 1,3 млрд долл. Производство алюминия в 2007 году выросло на 6%, до 4,2 млн тонн. В то же время добыча бокситов незначительно снизилась -- на 6,74 тыс. тонн, до 17,35 млн тонн.

Ирина ЦЫРУЛЕВА