Министерство финансов предлагает реформировать отдельные налоги, но не снижать их в ближайшие три года
Через две недели, 14 февраля, правительство на своем заседании намерено утвердить план налоговой реформы на три года вперед. Вчера стало ясно, что радикальных новаций в налоговой политике ждать не стоит: статс-секретарь, заместитель министра финансов Сергей Шаталов рассказал, что период ежегодного снижения налогов окончательно завершен. Более того, в следующие три года нагрузка на некоторых налогоплательщиков может даже увеличиться.
Такое заявление по большому счету не ново. Тема сокращения налогового бремени на правительственном уровне не обсуждается уже три года -- ранее по причине дополнительно взятых социальных обязательств, затем по причине «заморозки» средств в трехлетнем бюджете. Теперь нашелся новый серьезный повод -- мировой финансовый кризис. "Мы не видим возможности для снижения налогов в нынешней ситуации, когда российская экономика все более чувствительна к потрясениям на мировых рынках", -- заявил замминистра финансов журналистам.
За мировые финансовые потрясения расплатятся налогоплательщики. Первым на очереди, по словам г-на Шаталова, стоит «Газпром». Его заставят поделиться прибылью, полученной в результате повышения цен на газ
(подробнее об этом -- на стр. 8) Повышения налогов могут ожидать также физические лица -- владельцы дорогой недвижимости. Новый налог на недвижимость, на принятие которого Минфин рассчитывает к 2011 году, увеличит налоговое бремя для ряда квартировладельцев в несколько раз.
Через неделю, 8 февраля, на комиссии по бюджетным ориентировкам Минфин должен внести окончательную правку в проект налоговых преобразований на 2009--2011 годы. Уже ясно, что реформе подвергнется и налог на добавленную стоимость, и единый социальный налог. К 2009 году Минфин намерен упростить порядок возмещения НДС по нулевой ставке, сократив перечень документов, которыми налогоплательщик должен подтверждать свое право на эту льготу.
Серьезно может измениться и сам подход фискалов к рассмотрению отчетности по НДС. Сейчас, как пояснил замминистра, налоговым органам в случае несогласия с заявлением налогоплательщика о возмещении части НДС приходится отклонять всю декларацию. Минфин работает над созданием единых правил заполнения декларации по НДС. Они дадут возможность фискалам частично удовлетворять заявления плательщиков о возмещении налога, не забраковывая весь документ.
Кроме того, Минфин предлагает заменить уточняющие декларации так называемыми «отрицательными нотами». По словам г-на Шаталова, сегодня компаниям часто приходится представлять уточняющую декларацию по НДС. Например, когда завод делает скидку на свою продукцию или оформляет возврат продукции. В этом случае налогоплательщик обязан внести уточняющую декларацию по прошедшему налоговому периоду. Именно по тому, к которому относятся эти операции. «Это хлопотно», -- признал заместитель министра, отметив, что в скором будущем Минфин предоставит налогоплательщикам право вместо уточняющих деклараций подавать упрощенные «отрицательные ноты» или кредит-счета. Которые также позволят компаниям корректировать сумму НДС, но не в предыдущем, а в текущем периоде.
В реформе единого социального налога Минфин готов пойти на некоторый риск. Министерство готово полностью освободить от налогообложения ЕСН и подоходным налогом средства, направляемые работодателями на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан. «Работодатели готовы присоединиться к софинансированию добровольных пенсионных накоплений, но ставят вопрос о том, что такие отчисления должны освобождаться от налога на доходы физических лиц и ЕСН. Мы согласны с такой инициативой и готовы ее поддержать», -- пояснил чиновник.
Напоследок заместитель министра финансов озвучил «подарочное предложение» для граждан по уплате подоходного налога. Министерство финансов готово повысить вычет на детей с 600 до 800 руб., а также увеличить лимит зарплаты, до достижения которого применяется вычет на детей. Сейчас он составляет 20 тыс. руб., но вполне возможно, вскоре вырастет до 40 тыс. рублей.
Со ставкой подоходного налога, правда, возникла некоторая недоговоренность. На вопрос, не будет ли введено прогрессивное подоходное налогообложение, Сергей Шаталов ответил, что в рамках основных направлений налоговой политики на 2009--2011 годы 13-процентная ставка подоходного налога останется неизменной. Но что будет после 2011 года, этот вопрос остался открытым. Так далеко Минфин пока не заглядывает.
Поступления администрируемых Федеральной налоговой службой (ФНС) России налогов и сборов в федеральный бюджет в 2007 году увеличились по сравнению с 2006 годом на 24,9% и составили 3 трлн 747,6 млрд руб., говорится в сообщении, размещенном
на сайте ФНС. В консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило 3 трлн 612,6 млрд руб., что на 31,5% больше, чем в 2006 году. Всего в бюджетную систему РФ поступило 8 трлн 643,4 млрд руб., при этом в консолидированный бюджет РФ -- 7 трлн 360,2 млрд руб. (рост по сравнению с 2006 годом на 28%), а в государственные внебюджетные фонды -- 1 трлн 283,2 млрд руб. (рост на 26,4%). Поступления налога на прибыль организаций составили 2 трлн 172,2 млрд руб. (увеличение на 30,0%), налога на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов федерации -- 1 трлн 266,1 млрд руб. (рост на 36,2%). Объем поступлений ЕСН в федеральный бюджет составил 405 млрд руб. (рост на 28,2%). Объем страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд, составил 1 трлн 14,9 млрд руб. (рост на 27,5%), в Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) -- 64,1 млрд руб. (рост на 11%), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -- 71,8 млрд руб. (рост на 28,8%), в территориальные фонды обязательного медицинского страхования -- 132,5 млрд руб. (рост на 25,6%).