|
|
N°26, 13 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Труба дорожает
Новые тарифы на прокачку нефти усилят конкуренцию среди НПЗ
Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) обнародовала новые тарифы на прокачку нефти по трубопроводам «Транснефти»: с 21 февраля они вырастут в среднем на 13%, хотя компания просила о повышении на 40%. При этом стоимость доставки сырья на российские нефтеперерабатывающие заводы увеличилась более чем вдвое, а на экспорт -- снизилась в среднем на 40%. По расчетам экспертов, если до конца года тарифы не изменятся, то «Транснефть» дополнительно получит около 300 млн долл., но ей все равно придется сократить свои инвестиционные планы.
В нефтекомпаниях наотрез отказываются комментировать решение ФЭК.
Последний раз тарифы на транспортировку нефти менялись осенью 2000 года, говорит аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров, поэтому сейчас «Транснефти» объективно не хватает инвестиционных средств. Повышение на 13% -- «это разумное решение», полагает он.
Существенный рост внутрироссийских тарифов на перекачку не отразится на цене нефтепродуктов, полагает аналитик «НИКойла» Геннадий Красовский, так как рынок перенасыщен. Однако в будущем, когда ситуация изменится, рост цен на бензин исключать нельзя.
Решение ФЭК вызовет «перебалансировку средств» в перерабатывающей отрасли, считает Дмитрий Авдеев из UFG. Например, Киришский НПЗ, экспортирующий значительную часть продукции, получал сырье по весьма невысокой цене, в которой транспортная составляющая была несущественной. Транспортных расходов на экспорт продуктов завод почти не нес из-за близости границы. А какой-либо НПЗ, находящийся внутри страны, вынужден был платить солидные суммы за транспортировку продукции. Теперь, говорит г-н Авдеев, «заводы уравняются», и, возможно, усилится конкуренция между ними.
После ввода новых тарифов стоимость транспортировки нефти при поставке сырья нефтяной компанией ЛУКОЙЛ на Московский НПЗ из Пермской области вырастет в 2,9 раза и составит 134,7 руб. за тонну, из Западной Сибири -- в 2,5 раза до 290,7 руб., из Республики Коми -- в 1,9 раза до 213,8 руб. Поставка нефти на Ухтинский НПЗ из Коми подорожает в 1,8 раза до 51,2 руб. за тонну.
«Сургутнефтегазу» транспортировка сырья на «Киришинефтеоргсинтез» обойдется в 285,7 руб. за тонну, что в 2,6 раза больше, чем сейчас, на башкирские НПЗ -- в 145,1 руб., что в 2,4 раза дороже.
ЮКОС при поставке нефти из Юганска на Новокуйбышевский НПЗ будет платить 185,3 руб. вместо 75,6 руб., на Ачинский НПЗ -- 149,2 руб. вместо 69,6 руб., из Самары на Куйбышевский НПЗ -- 11,6 руб. вместо 4,1 руб., из Томска на Ачинский НПЗ -- 112,8 руб. вместо 52,6 руб., на Туапсинский НПЗ -- 428,4 руб. вместо 182,6 руб.
В то же время транспортировка нефти на экспорт ЛУКОЙЛом из Пермской области до западной границы снизится на 40% и составит 158,9 руб. за тонну, до Вентспилса -- на 34% до 168,6 руб.
Стоимость транспортировки сырья ЮКОСом из Самарской области до западной границы и до Вентспилса снизится на 40% и составит 110,6 руб. и 108,1 руб. соответственно. По аналогичным направлениям транспортировка нефти на экспорт для «Татнефти» подешевеет соответственно на 41% и 33% до 123,5 руб. и 133,2 руб. за тонну.
Между тем для ЛУКОЙЛа транспортировка сырья на экспорт из Коми в Вентспилс подорожает на 6% до 248,8 руб., до западной границы -- почти на 4% до 256,4 руб., для ЮКОСа из Томской области в Новороссийск -- на 6% до 429,9 руб.
Николай ГОРЕЛОВ