|
|
N°11, 29 января 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Яды модерна
Оперное начало года не обойдется без Плетнева
В ближайший четверг, 31 января, в Концертном зале Чайковского Михаил Плетнев со своим оркестром впервые исполнит Вагнера, чем уже заинтриговал всю местную музыкальную общественность. В своих привычных (и непривычных) репертуарных пристрастиях он до сих пор обходил вагнеровские мистериозно-пылкие масштабы стороной. Тем интереснее будет их трактовка, представленная известным мастером интеллектуальной тонкости, тихих призрачных красот и нервно-гордой печали. Собрание симфонических фрагментов вагнеровских опер (из «Зигфрида», «Гибели богов», «Тристана и Изольды», «Тангейзера») станет своего рода увертюрой к паре оперных премьер ближайшего месяца.
5 февраля Валерий Гергиев и Мариинский театр привезут в Москву на «Маску» (как обычно, задолго до начала официального конкурса) свою версию мрачной «Электры» Рихарда Штрауса (режиссер Джонатан Кент). В беспросветных декорациях Пола Брауна (на верхнем этаже -- шикарный мир преступной матери Электры Клитемнестры, в разрушенном подвале -- главная героиня, и непреодолимая дыра между ними) со специфической штраусовской страстью и экспрессионистской легкостью разворачивается темная античная драма о мести дочери своей матери, предавшей ее и убившей ее отца, заканчивающаяся смертью главной героини. Огромный оркестр, море мифологии, неподъемные монологи и композиторская изобретательность (в партитуре -- скрип, вой, ветер и мычание жертвенных зверей) отсылают слушателя к вагнеровским оперным началам, однако постановщики дают возможность почувствовать в опере Штрауса не только пышно-романтическое наследство, но и ясный острый вкус модерна. Чему немало помогает исполнительница партии Электры Лариса Гоголевская, настолько же вокально убедительная, насколько драматически (еще со времен Изольды в мариинской версии «Тристана и Изольды» Вагнера) неординарная и интересная.
Вторая премьера ближайшего времени тоже скроена по лекалам модерна. Хотя в ранней опере Римского-Корсакова "Майская ночь" меньше акцент на специфическом упоительном смешении мистицизма-символизма-пантеизма, здесь тоже двоемирие (реальный бытовой, нежный и юмористический мир Ганны, Левко и его отца старика-начальника Головы -- и зыбучее царство русалок-утопленниц во главе с красавицей Панночкой), просторное дыхание оркестровой фантазии, мозаика головокружительных партий (одна из самых сложных в теноровом репертуаре партия Левко), пылкость, легкость путешествий между мирами и странно-сладкий яд разлуки. А состав постановочной команды (режиссер Александр Титель, художник Владимир Арефьев и дирижер Феликс Коробов) обещает зрителю нежность и ненатужность рассказа.
Между тем ту же «Майскую ночь» этой весной сыграет в концертном исполнении все тот же Плетнев, и говорят, что в партии Левко будет не кто иной, как Николай Басков.
Другого Римского-Корсакова («Шехеразаду») затронет в своих представлениях на сцене Школы оперного пения Галины Вишневской итальянский театр марионеток Carlo Colla e Figli, который уже бывал в Москве с «Аидой» (теперь в его показах 1,2 и 3 февраля еще музыка «Петрушки» Стравинского).
За смежный с оперой кантатно-ораториальный жанр в ближайшее время ответят Владимир Федосеев (5 февраля в БЗК давно обещанная оратория Берлиоза «Детство Христа» с четырьмя французскими и одним швейцарским солистом) и вслед за ним 8 февраля -- обещающий отдых от сладких странностей и мрачноватых чудес модерна Александр Рудин. В концерте из музыки, посвященной императрице Марии Терезии, главным номером -- «Терезия-месса» Гайдна с иностранными солистами, знающими толк в старинном стиле.
Юлия БЕДЕРОВА