Варшава собирается предложить России маршрут газопровода, альтернативный «Северному потоку». В преддверии намеченного на 8 февраля
визита в Москву нового премьер-министра Польши Дональда Туска по заказу правительства местные эксперты провели оценку стоимости сухопутного газопровода из России в Германию по территориям Эстонии, Литвы, Латвии и Польши. Как сообщает влиятельная польская газета «Дзенник», такой газопровод по итогам калькуляции оказался примерно в два раза дешевле, чем «Северный поток» по дну Балтийского моря. Якобы г-н Туск уже заручился согласием правительств остальных стран -- потенциальных транзитеров. Прибалтийские государства готовы включиться в проект и оплатить часть его стоимости, а также как участники Евросоюза исключить риск возникновения проблем с транзитом в отличие от Украины и Белоруссии.
Ожидается, что с этими заманчивыми расчетами г-н Туск и приедет в столицу России. Однако шансов убедить российскую сторону отказаться от морского маршрута у него нет. В свое время именно «Газпром» отверг строительство газопровода Amber («Янтарь») через прибалтийские страны, а также сооружение второй ветки Ямал--Европа (по Белоруссии и Польше) в пользу безтранзитного варианта по дну Балтики. Тем более что у «Газпрома» регулярно возникают противоречия по поводу условий работы польского участка первой ветки трубы Ямал--Европа, вплоть до судебных разбирательств и публичных конфликтов.
О намерении возродить разговор о проекте Amber на прошлой неделе заговорил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски, как раз после рабочей поездки в Москву с целью подготовки визита г-на Туска. Он, в частности, пообещал, что премьер поедет в Россию, «вооруженный солидной информацией» по этому проекту, и намекнул, что именно Amber представляется польской стороне наиболее дешевой и прибыльной альтернативой «Северному потоку». В «Газпроме» от комментариев отказались.
Представитель компании Nord Stream (будет строить и управлять «Северным потоком») Ирина Васильева заявила «Времени новостей», что на основе многолетних исследований маршрут экспорта газа в Западную Европу по дну Балтийского моря «признан оптимальным с точки зрения технической осуществимости, экологической безопасности и экономичности». «Безусловно, важную роль при выборе маршрута играла и его экономическая целесообразность. Так, в перспективе после освоения Штокмановского месторождения Nord Stream станет кратчайшим путем для транспортировки газа из богатейшего мирового месторождения в Европу», -- добавила она, отметив, что ЕС оказывает однозначную поддержку проекту.
Предыдущее правительство Польши, которое открыто конфликтовало с Москвой, тоже пыталось лоббировать в Брюсселе проект Amber и даже совместно с прибалтийскими коллегами направило в Еврокомиссию письмо с просьбой выделить деньги на проведение предпроектных исследований (прежде всего по оценке стоимости).
Согласно официальным документам компании Nord Stream, прокладка двух ниток «Северного потока» мощностью 55 млрд кубометров будет стоить «свыше 5 млрд евро». Более точные данные компания собирается обнародовать после завершения оценки воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС), а также тендеров на укладку трубы и логистические услуги по подготовке труб. Но по экспертным прогнозам, стоимость первой нитки «Северного потока» составит не менее 3 млрд евро.
Впрочем, даже двукратная экономия средств (которая и так представляется неочевидной в связи с необходимостью договариваться о выкупе земли у частных собственников почти на всей протяженности сухопутного газопровода) вряд ли заставит Владимира Путина отказаться от одного из любимых детищ. Ведь успешная реализация проекта «Северный поток» помимо обеспечения дополнительных экспортных возможностей и увеличения надежности поставок может заставить все транзитные страны вести более взвешенную и осторожную политику в отношении России.