Правительство обещает добиться в ближайшие три года однозначных показателей инфляции
Премьер-министр Виктор Зубков не хочет обманчивого оптимизма. Согласно главе правительства, экономика не только должна быть экономной, социально справедливой, но и правдивой. А потому он решил проверить на прочность расчеты правительственных макроэкономистов. «Я попросил бы коллег более подробно объяснить, на чем основаны прогноз уровня мировой цены на нефть в тенденции к понижению и оптимистические
показатели темпа роста инфляции», -- пояснил Виктор Зубков. На вчерашнем заседании правительственной бюджетной комиссии, где обсуждался измененный прогноз социально-экономического развития страны до 2010 года, премьер задал эти два неприятных вопроса.
Собственно главный из них: чем вызван необычайно оптимистичный прогноз инфляции? Как в нынешнем году, так и на ближайшую трехлетку. В 2008 году уровень инфляции должен составить 7,5--8,5%, в 2009 году -- 5,8--7% и в 2010 году -- 5--6%. Если учесть, что в прошлом году инфляция не просто стала двузначной (11,9%), а цены на продукты питания и бензин никак не хотят снижаться, нет никаких поводов для возвращения показателя роста цен к прежним однозначным показателям. Однако в Минэкономразвития и Минфине пока думают иначе.
Выступавший вчера с докладом на заседании бюджетной комиссии замминистра экономического развития Андрей Белоусов уверен, что правительству удастся «уломать» инфляцию. Он считает, что МЭРТ выстроил «жесткую траекторию снижения инфляции» с четко расписанными на год мерами по достижению этого блага. Среди них в том числе и антикартельные.
«У нас действительно парадокс, -- сказал один из высокопоставленных участников заседания комиссии. -- Все основные макроэкономические параметры хороши. Экономика идет вверх. И инфляция тоже вверх, что очень плохо!» Цифры, приведенные МЭРТ в измененном прогнозе, и правда существенно повышены. Только по итогам нынешнего года доходы бюджета вырастут на 1,4123 трлн руб., расходы -- на 331 млрд руб., ВВП в 2008 году составит 6,7% вместо запланированных 6,1%. В 2009 году -- 6,3% (планировалось 6%), в 2010-м -- 6,4% вместо 6,2%. Прогнозная цена на нефть также увеличена. В 2008 году предполагается 74 долл. за баррель (было 53 долл.), в 2009-м -- 66 долл. (52 ), в 2010-м -- 62 долл. (50). Хотя в реальном выражении МЭРТ и Минфин остаются верны в своем прогнозе тенденции на снижение нефтяных цен к 2010 году. Инвестиции, по расчетам МЭРТ, также пойдут вверх: в 2008 году -- на 14%, в 2010-м -- на 12,1%.
Список финансовых оптимистов не исчерпывается МЭРТ и Минфином. Центральный банк, по-видимому, склонен считать, что инфляцию в текущем году можно «уложить» в 7--8%. Обоснование этого оптимизма глава Центробанка Сергей Игнатьев, судя по всему, сегодня представит в своем докладе в правительство. А публично выступит в ближайший четверг на заседании кабинета министров, на котором, собственно, будет обсуждена антиинфляционная политика кабинета Зубкова. Содокладчиками г-на Игнатьева на заседании правительства 31 января будут главы Минфина Алексей Кудрин и МЭРТ Эльвира Набиуллина.
Пока же ясно одно. Правительство будет бороться с инфляцией в первую очередь по политическим мотивам. И только потом уже из соображений экономики. Правительственные экономисты политизированности инфляционной темы не смущаются. Дежурно ссылаясь на общемировой повышенный инфляционный фон, они признают и наличие отечественных факторов, разгоняющих цены, -- в частности, быстрый рост доходов населения, особенно зарплат, рост непроцентных расходов, повышение тарифов на услуги естественных монополий и т.п.
Но задача бороться с инфляцией не будет снята как минимум до президентских выборов. Директор департамента МЭРТ Андрей Клепач после заседания бюджетной комиссии заявил журналистам: «Инфляция -- это политическая переменная. И будет сделано все, чтобы удержать ее в прогнозных рамках!»