«Время новостей» следит за конфликтом, что разгорелся между директором ГТГ Валентином Родионовым и министром культуры РФ Александром Соколовым. В ответ на сформулированные министром обвинения руководства ГТГ в коррупции, основанием для которых стал отбор на выставку «Соц-арт» в Париже антиэстетических с точки зрения г-на Соколова работ, Валентин Родионов подал иск от лица Третьяковской галереи и от себя лично. Как развивается ситуация сегодня? Не мешает ли конфликт полноценной работе ГТГ? Чего интересного ждать в галерее в начавшемся году? Об этом с Сергеем ХАЧАТУРОВЫМ беседует генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Валентин РОДИОНОВ.-- Исчерпан ли конфликт между вами и министром культуры Александром Соколовым?-- Нет, не исчерпан, потому что уважаемый министр культуры пока публично не извинился. Просто так я ситуацию оставить не могу. Обвинения в коррупции незамеченными оставаться не могут. Я советовался с адвокатами. Они считают, что слова министра можно истолковать двояко: предположение или утверждение. Вот точные слова Александра Сергеевича: «Это не что иное, как коррупция». То есть министр утверждает. Такое терпеть нельзя.
-- Сама выставка «Соц-арт» в Париже прошла успешно?-- Да, хотя, может быть, менее успешно, чем в России. У нас за месяц ее посетили почти 20 тыс. человек. Там за три месяца -- 25 тыс. В России выставку профессиональное сообщество признало лучшей выставкой Второй Московской биеннале современного искусства. В Париже выставку также признали важным фактом культурной жизни. Это тем более приятно, что тема соц-арта очень «наша», российская. И она требует интеллектуального труда.
-- Информация о готовящемся увольнении заведующего отделом новейших течений Андрея Ерофеева соответствует действительности?-- Нет. Это слухи. Но Ерофеев все же имеет пять выговоров. У нас никто столько выговоров за всю жизнь не получал. Выставка «Соц-арт» для Парижа делалась в авральном режиме. Она была внеплановая. Люди работали как сумасшедшие. Воспользовавшись этой ситуацией, Андрей подсовывал какие-то не входящие в фонды ГТГ работы. Ни с кем их не согласовывал. Не показывал фотографии. За подобные действия и получал выговоры. Специалист он, конечно, отличный. Но порядок нарушать никому не позволено.
-- В Лондоне открылась выставка «Из России». В ее подготовке тоже участвует Третьяковская галерея. Открытию также предшествовал скандал. Другого рода. По мнению российского правительства, экспонатам из коллекций московских купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова, национализированным в результате революции 1917 года и хранящимся в российских музеях, грозил арест по требованию наследников прежних владельцев. Пришлось министру культуры Британии Джеймсу Пернеллу в последний день 2007 года срочно утверждать вступление в силу нового закона о защите от конфискации имущества. Только после этого добро на открытие со стороны России было дано. У Третьяковской галереи основания для опасений были?-- Нет, не было. Картины из коллекций Морозова и Щукина хранятся в ГМИИ и Эрмитаже. Мы волновались лишь о том, что у британцев не хватит времени сделать закон. Я даже связался с Дюссельдорфом, где выставка была до Англии, и попросил готовить работы к отправке в Москву. Полагаю, главная заслуга принадлежит энергичным сотрудникам британской Королевской академии художеств. Они расшевелили чиновников во время каникул. ГТГ представлена на выставке серьезными работами. Согласуясь с темой связей французского и русского искусства периода 1870--1925 годов, мы дали в экспозицию известные полотна Петрова-Водкина, Лентулова, Татлина, Фалька, Кандинского, Ларионова, Гончаровой и даже решились ради этой серьезной выставки оголить свою экспозицию.
-- Ожидаются ли большие международные проекты уже на территории Третьяковской галереи?-- 18 февраля открывается выставка Тулуз-Лотрека. Она подготовлена совместно с Национальным институтом истории искусств Франции. В Библиотеку этого института поступила коллекция, переданная современником Тулуз-Лотрека Жаком Дусе. 80 графических работ из собрания института и карандашный автопортрет из частного собрания Швейцарии будут объединены темой «Парижские удовольствия».
-- А почему Лотрек в Третьяковской галерее?-- Судьба Жака Дусе, мецената и предпринимателя, очень напоминает судьбу Павла Третьякова. И свою коллекцию он передал в дар государству. Так что параллели очень интересны. Кроме того, в Третьяковской галерее до революции висели работы зарубежных художников. Родной брат Ивана Морозова Михаил собрал отличную коллекцию и русского, и французского искусства. Он рано умер, в 1903 году. Завещал свою коллекцию Третьяковской галерее. Так что знаменитый эрмитажный портрет актрисы Жанны Самари кисти Огюста Ренуара -- чуть ли не визитная карточка лондонской выставки -- раньше висел в Третьяковской галерее.
-- Стало традицией, что Третьяковская галерея из года в год проводит тщательно подготовленные выставки (с хорошими каталогами) русского изобразительного искусства старых времен. Что ожидаем в этом году?-- В конце мая мы откроем проект «Православная икона». В подготовке участвуют Москва -- ГТГ, Киев -- национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник, и Минск -- Национальный художественный музей Республики Беларусь. Готовим экспозицию, посвященную Серебряному веку и журналу «Золотое руно» (он издавался на средства Н.П. Рябушинского с 1906 по 1909 год), -- это будет первая масштабная реконструкция их публицистической и художественной деятельности. Монографические юбилейные выставки в этом году будут посвящены мастерам XVIII века Владимиру Боровиковскому и Федору Матвееву.
-- Увеличение площадей Третьяковской галереи предполагается?-- Да, мы начали работать над новым зданием ГТГ на Кадашевской набережной. К тому же есть проектное предложение расширения площадей ГТГ на Крымском Валу: достройка внутреннего двора и повышение этажности. Ищем инвестора.
-- Сегодня музей -- это не только архив, но центр коммуникации. В этом направлении имидж ГТГ как-то корректируется?-- Да, безусловно. На выставке Ивана Шишкина у нас был создан специальный раздел «Лаборатория», экспериментальный и образовательный. Детские программы развиваются активно. Каждый год мы издаем том каталога-резонне -- полная публикация всех музейных фондов. Успехи есть и в освоении мультимедийных жанров. Многие программы отмечены премиями и грантами.
Третьяковка глазами отца-основателяОсвоение мультимедийных жанров нередко волнует тем, что проекты виртуальные воспринимаются заманчивее и изощреннее проектов реальных. И хотя счастья от общения с подлинным искусством не заменит никакая цифра, возделывание электронных полей -- дело чести каждого уважающего себя музея. Об уникальных сетевых программах ГТГ рассказывает заместитель генерального директора Третьяковской галереи Марина ЭЛЬЗЕССЕР:
-- В галерее активно работает отдел мультимедиа и интернет-проектов. Нам важно транслировать наши достижения вовне. Мы выпускаем диски к крупным монографическим выставкам -- Саврасова, Шишкина, Аргунова. Сейчас готовится диск к выставке «Золотое руно». Мы бы хотели, чтобы в мультимедийном жанре была отражена программа по искусству XX века. Появилась серия мультимедийных изданий для детей.
Помимо CD-rom делаем интересные интернет-проекты. Готовим новый сайт самой галереи. Кроме того, сделали юбилейный сайт www.150tretyakovgallery.ru. Он необычный. В него входит анимационный ролик, посвященный этапам строительства всей галереи. Самое главное -- на юбилейном сайте вы можете совершить виртуальную прогулку по Третьяковской галерее времен Павла Третьякова. Незадолго до кончины, в 1898 году, он заказал фотосъемку всех стен экспозиции. На ее основе мы сделали трехмерную реконструкцию галереи Павла Михайловича. Теперь можно увидеть ту галерею во всех подробностях, заворачивать в разные залы, рассматривать почти все картины. Кликать на них и читать полный этикетаж, смотреть полноцветные репродукции.
Еще одна гордость нашей интернет-программы -- юбилейная выставка Михаила Врубеля, которая размещена на сайте «Виртуальные музеи России» (www.virtualmuseum.ru). Она была сделана на грант Благотворительного Фонда Владимира Потанина, в рамках конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». В принципе это размещенный в Интернете каталог-резонне почти всех, хранящихся в музеях работ художника. С подробными экспликациями и фактами биографии. В создании сайта принимали участия почти все музеи, где имеются работы Михаила Врубеля.