Время новостей
     N°10, 28 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.01.2008
Портрет заказан
Эрмитаж готовится к 250-летию
В две тысячи четырнадцатом году нас ждет не только Олимпиада в Сочи, но и 250-летие Эрмитажа, главного художественного собрания страны. Подготовка к этому событию уже началась. 25 января в Эрмитажном театре директор Михаил Пиотровский и один из руководителей голландского архитектурного бюро OMA (Office for Metropolitan Architecture) Рем Кулхас представили программу "Эрмитаж-2014. Мастер-план". Следует сразу сказать: ничего не предполагается строить или перестраивать. Работа будет проводить исследовательская и дизайнерская группа, заглавные буквы которой выглядят несколько иначе -- АМО (Analyse of Metropolitan Architecture). Предлагается разработать оформление одной из экспозиций, а также создать нескольких временных выставок, в частности, показа исторических витрин, которых в Эрмитаже действительно большое множество, причем проектировались они самыми известными архитекторами. Кстати, современные витрины довольно часто упоминались в 40-минутной речи господина Кулхаса как слабое место для великого российского музея. В качестве примера Кулхас привел экспозицию искусства первобытного мира на первом этаже, где витрины не совпадают с архитектурным ритмом. По мнению архитектора, они должны ему соответствовать или демонстративно разрывать пространство. АМО предполагает также интервенцию в городскую среду, но какие она примет формы, пока не определено. Предшествовать (или сопутствовать) дизайнерской работе будет работа аналитическая, по истории залов Эрмитажа, которая элегантно именуется созданием автопортрета музея. В этой работе, разумеется, примут участие и научные сотрудники музея. Примерно пять человек -- столько же, сколько с голландской стороны. Через год мы увидим итоговую выставку и книгу, которая, надо думать, получится весьма увесистой.

Директор Эрмитажа считает, что этап перехода музея к рыночной экономике в данный момент завершен. Музей вполне успешно выжил и теперь должен заняться самоусовершенствованием без лихорадочных пассов перед зрителем. При этом, считает Пиотровский, Эрмитажу крайне необходим именно архитектор, со свойственным этой профессии особым стройным и последовательным способом мышления по отношению ко всем видам деятельности. Как это ни парадоксально, зодчий способен определить место Эрмитажа как мирового музея и как музея национального, его положение в контексте Петербурга, а также структурировать слои сложнейшего архитектурного комплекса, в котором переплелись судьбы, возможно, тысячи императорских и частных коллекций. То, что все это поручено сделать Рему Кулхасу, вполне соответствует статусу Эрмитажа не только как архитектурного, но и культурного центра Санкт-Петербурга. Об этом много говорилось 25 января в Эрмитажном театре. Действительно, положение музея между акваторией Невы и Дворцовой площадью, двумя главными площадями -- сухопутной и речной, делает его исключительным. Голландцу же вполне льстит место последователя Растрелли и Кленце.

Сергей КУЗНЕЦОВ, Санкт-Петербург