Напряжение в противостоянии 60-летней
Хиллари Клинтон и 46-летнего
Барака Обамы (на снимке), главных претендентов на президентский пост в США от Демократической партии, нарастает. Чернокожий сенатор от Иллинойса убедительно выиграл в субботу, 26 января, предварительные партийные выборы (праймериз) в Южной Каролине. За него отдали голоса не менее 55% избирателей. Бывшая первая леди, а ныне сенатор от Нью-Йорка добилась поддержки всего 27% голосовавших.
Третий участник гонки -- экс-сенатор из соседнего штата, Северной Каролины, 54-летний Джон Эдвардс набрал 18%. Для Эдвардса этот результат огорчителен. В Южной Каролине он родился. Здесь он выиграл праймериз четыре года назад. И сейчас он вложил много сил и денег в кампанию в этом штате, рассчитывая укрепить шансы в состязании с Клинтон и Обамой.
Но, увы. Ни Эдвардс, ни бывшая первая леди не вызвали достаточных симпатий среди афроамериканцев Южной Каролины, которые составили более половины от рекордного -- более 400 тыс. -- числа избирателей, принявших участие в выборах в штате. Каждые четверо из пяти темнокожих южнокаролинцев голосовали за Барака Обаму. Некоторую часть их голосов получила Клинтон, хотя вместе с Эдвардсом ей в основном пришлось делить белый электорат.
Этот водораздел по расовому признаку был замечен в избирательных штабах. 61-летний Билл Клинтон, активно агитирующий за свою жену, снисходительно заметил, что, мол, не стоит слишком уж переоценивать победу Обамы. По его словам, это лишь индикатор поддержки чернокожего сенатора чернокожей частью населения, а не свидетельство реальной политической силы. «Джесси Джексон (темнокожий правозащитник и священнослужитель --
Ред.) побеждал в Южной Каролине в 1984 и 1988 годах, -- заявил бывший президент. -- Что ж, он организовал здесь хорошую избирательную кампанию. И Обама сумел сделать то же самое».
Стоит заметить, что многие избиратели Южной Каролины объяснили свое нежелание голосовать за Хиллари как раз тем, что ее муж, Билл, проводил там слишком агрессивную агитационную кампанию и позволял себе едкие замечания в адрес Барака Обамы.
К чести сенатора из Иллинойса он тоже почувствовал опасность, исходящую от окрашенной в расовые тона победы. Его штаб поспешил указать, что все-таки каждый четвертый из белых избирателей его поддержал. А сам он в речи по случаю победы попытался смикшировать расовые моменты в гонке и вновь представить себя представителем той части общества, которая жаждет перемен, а не малопродуктивных споров о расе и поле. «Выбор делается не по региональному, религиозному или половому признаку, -- заявил сенатор, окруженный главным образом своими белыми сторонниками. -- Речь не идет о выборе богатый против бедного, молодой против старого или черный против белого. Речь о выборе между прошлым и будущим».
Вскоре после начала подсчета голосов сенатор Клинтон позвонила Обаме, чтобы поздравить его с победой, и вылетела в Теннесси, один из 50 штатов, где пройдут праймериз в так называемый «супервторник» 5 февраля. В этот день в 22 штатах, включая такие крупные, как Калифорния и Нью-Йорк, миллионы избирателей выскажут предпочтения по кандидатам как демократов, так и республиканцев и прояснят реальную силу каждого претендента.
Между Южной Каролиной и «супервторником» стоят еще завтрашние праймериз во Флориде. А сегодня с программной речью выступит нынешний президент страны, республиканец Джордж Буш.
Для республиканцев выборы во Флориде станут особенно важной ареной, ведь победитель получит поддержку всех 57 делегатов. Во Флориде скорее всего решится судьба президентских амбиций 63-летнего Руди Джулиани. Бывший нью-йоркский мэр, он сделал ставку на поздний старт именно в этом штате, чтобы победить. Однако многие наблюдатели предсказывают ему провал. Несмотря на то что несколько недель республиканец Джулиани дневал и ночевал во Флориде и вложил в кампанию в этом штате огромные деньги, опросы показывают, что в лучшем случае он идет на третьем месте, отставая от 71-летнего сенатора Джона Маккейна и 60-летнего экс-губернатора Митта Ромни.
Шансы Маккейна сильно выросли после победы неделей раньше в Южной Каролине. Во Флориде в его поддержку высказался популярный губернатор Чарли Крист, охарактеризовавший аризонского сенатора как «правильного человека для президентской работы в нужное время».
Против Маккейна сейчас может сыграть российская карта, вброшенная в кампанию газетой «Вашингтон пост». На днях издание сообщило о неких контактах, имевших место между сенатором Джоном Маккейном и российским миллиардером Олегом Дерипаской в 2006 году. Они встречались в Давосе во время Всемирного экономического форума и в Черногории, где Маккейн был в составе делегации конгресса США. Организатором встреч был Рик Дэвис, нынешний советник Маккейна, который тогда работал в лоббистской конторе "Дэвис Манафорт".
В пресс-службе Маккейна факт встреч не отрицают, но настаивают на их случайном характере. Это не были личные встречи, утверждает пресс-секретарь сенатора Марк Солтер, это были "случайные встречи", ведь оба лица являлись в тот момент участниками больших делегаций. Нет и свидетельств того, что сенатор оказал олигарху какую-либо помощь.
Тем не менее многие опрошенные "Временем новостей" эксперты в США полагают, что антироссийский имидж Маккейна может быть подпорчен этим скандалом. У Дерипаски в США, заслуженно или нет, но репутация неважная. И для Маккейна, известного резкой критикой президента Владимира Путина и «связанных с Кремлем олигархов», пиар получается не лучший. Вероятно, теперь следует ожидать от сенатора еще более жесткой антикремлевской риторики.
Кстати сказать, из всех претендентов на президентство Маккейн полнее всех высказался по внешнеполитическим аспектам своей политики, в частности в отношении России. Он уверен, что США и Западу нужен новый подход к «реваншистской России»: «Сегодня мы видим в России уменьшение политических свобод и руководство, в котором преобладает группа бывших офицеров разведки». Он также несколько раз подчеркивал, что не согласен с заявлением Джорджа Буша, который когда-то во время первой встречи с Владимиром Путиным заглянул в глаза российскому президенту и убедился, что ему можно доверять, поскольку "увидел там его душу". «Я тоже смотрел в его глаза, -- заявил Маккейн, -- и видел там только три буквы: КГБ». Он утверждает, что «давно бы дал гораздо более жесткий ответ г-ну Путину». Например, «серьезно рассмотрел бы вопрос об исключении России из «большой восьмерки» и о приглашении в этот элитный клуб таких рыночных демократий, как Индия и Бразилия».
Такой радикальный подход не разделяет сенатор Хиллари Клинтон, хотя она, как и остальные, больше внимания уделяет внутренним экономическим проблемам Америки, таким как безработица. Позиция же Клинтон по России на данный момент весьма туманна. Года два назад она произнесла фразу насчет того, что Россия и Китай «преследуют собственные интересы в ущерб глобальным вызовам». Джон Эдвардс также в 2006 году высказывался о России, мол, она «идет в неверном направлении». В программном заявлении сенатора Обамы на его сайте можно прочитать такой абзац: «Мы знаем, что Россия сейчас нам не враг и не близкий союзник. Надо, не стесняясь, подталкивать ее к развитию демократии, прозрачности и ответственности. Мы также знаем, что должны работать с Россией в целях гарантии того, что каждая единица ее ядерного оружия, каждое хранилище ядерных материалов надежно защищены».
А Митт Ромни согласился с Джоном Маккейном в том, что американский журнал «Тайм» "был не прав", назвав в декабре Владимира Путина «Человеком года». Оба они считают более достойным кандидатом на эту престижную номинацию командующего войсками США в Ираке генерала Дэвида Петреуса. «Путин создал для нас много трудностей», -- жаловался Маккейн газете «Бостон геральд». Тем не менее сенатор подчеркивает, что «возврата к «холодной войне» не будет».